Культурная политика в Красноярском крае

С прошлого года день 25 марта в России отмечается как День работника культуры. Указ об учреждении этого профессионального праздника подписан Президентом России В.В.Путиным 28 августа 2007 года.

В этот день профессиональный праздник отмечают хранители и создатели культуры - сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности.

По инициативе министра культуры Красноярского края Геннадия Рукши, официальные краевые мероприятия в День работника культуры 25 марта в этом году будут проходить в Иланском районе.

А 24 марта состоялась онлайн-конференция с участием министра, приуроченная к Дню работника культуры.

Вопросы и ответы

Добрый день, мы начинаем нашу онлайн-конференцию, её тема — «Культурная политика в Красноярском крае». Наш гость — Геннадий Леонидович Рукша, министр культуры правительства Красноярского края.
И первый вопрос такой — день работника культуры как профессиональный праздник всероссийского масштаба учрежден совсем недавно. С чем, на ваш взгляд, связано его появление?

Добрый день всем. Я рад возможности, в преддверии нашего профессионального праздника, пообщаться c жителями Красноярского края и ответить на многочисленные вопросы. Меня часто спрашивают - как я отношусь к профессиональным праздникам? Сразу хочу сказать, что очень хорошо. Потому что один из первых моих профессиональных праздников — День железнодорожника, а я из семьи потомственных железнодорожников  - всегда был замечательным праздником, который ассоциировался в первую очередь с подчеркнутой значимостью профессии, которой ты занимаешься. Поэтому «День РАБОТНИКА культуры» также получил своё название не случайно.


Я думаю, к предстоящему празднику имеет отношение  огромное количество работников сферы культуры Красноярского края — и я, пользуясь случаем, хочу поздравить всех с наступающим. Пожелать им, в первую очередь, творческих успехов, вдохновения, свершений в это сложное и противоречивое время. Я хотел бы отметить, что мы счастливые люди, потому что у нас много не только наших праздников.  В соответствии с конвенцией, в которой состоит и наша страна,  мы отмечаем и ряд международных праздников. Есть Международный день театра 27-го марта, 1 октября Международный день музыки, есть Международный день музеев, библиотек, и так далее. В общем, достаточно широкий спектр. Один из важнейших праздников, который я хотел бы  выделить, для нас для всех, всего населения России — это праздник славянской письменности и культуры, который носит имя российских просветителей Кирилла и Мефодия. Это всё тоже очень важно. Хочу подчеркнуть, что за праздничным приподнятым настроением, которое появляется в  День работника культуры, стоит большая и сложная работа, которая  не прекращается  и в этот день.  Кстати, в этом году мы будем отмечать  День работника культуры в городе Иланском, где пройдёт серия мероприятий.  
Красноярский писатель и журналист Эдуард Русаков спрашивает: готовы ли Вы поддержать инициативу группы красноярских писателей и деятелей науки и культуры, выступивших с письменным обращением по поводу увековечения памяти Романа Харисовича Солнцева и присвоения его имени одной из новых улиц Красноярска?

Да, и этот вопрос не требует обсуждений. Министерство культуры в ближайшее время сделает соответствующее обращение в мэрию города, потому что этот вопрос связан с муниципалитетом города Красноярска. Я глубоко убежден и просто считаю - это необходимо. Вклад Романа Харисовича в развитие культурного пространства Красноярского края огромен. 

Как вы относитесь к отмечанию праздников в подведомственных учреждениях? Есть ли что-то плохое в том, что, например, писатели празднуют юбилеи в Доме писателя, художники в Доме художника и т.д. И нет ли тенденции в министерстве эти отмечания прекратить?

Я думаю, что здесь может быть неверная трактовка распределительных диалогов, которые происходили с домом работников искусств. Думаю, что такой тенденции нет и быть не может.  Так сложилось со времён Советского союза, а это 30-е, 40-е, 50-е годы, когда были созданы творческие союзы, и такие дома были созданы. Мы очень гордимся тем, что у нас в Красноярском крае есть дом художника, дом архитектора, дом актёра, дом композитора и т.д. Некоторые профессии просто индивидуальны, и человек работает один в своей мастерской или дома,  а эти места — такие, где все могут собраться и отметить что-то. Это нормальные абсолютно  явления. А смотреть на это, как на что-то сверхъестественное, это просто невозможно. Там и проходят юбилейные мероприятия, для этого эти дома и созданы! Кроме того, это же место встреч творческой интеллигенции. Встреч, в первую очередь, с читателями, зрителями, музыкантами, любителями музыки, просто всех жителей Красноярска, которые интересуются художественной культурой в крае.

Следующий вопрос от Ильи: В районном центре, к сожалению, не указывается в каком, пустует здание кинотеатра. Есть большое желание возродить кинопоказ, создать досуговый центр. Конечно там, в первую очередь, нужен ремонт. А что еще необходимо для открытия, какие документы, лицензия, оборудование? Поможет ли министерство культуры, как это было сделано в Сухобузимо? Вы же культивируете идею возрождения кинотеатров в крае.

Спасибо большое за вопрос. С точки зрения культурной политики края, восстановление кинопоказа — это принципиальная точка зрения министерства.  Без этого мы, в принципе, не сможем полностью обеспечить весь комплекс культурных мероприятий, которые должны происходить, особенно в сельской местности. Я не хочу  употреблять словосочетание «культурные услуги». Это дискуссионная сегодня тема. Но открыть кинопоказ — это необходимое условие знакомства, прежде всего,  с образцами мировой и отечественной кинокультуры. А второе, я это подтвердил вчера, когда открывался кинотеатр в Сухобузимо, о котором сегодня мой респондент задает вопрос. Я видел переполненный зрительный зал, и видел ребятишек, которые впервые увидели кинопроектор. Они даже представить не могут, что это такое. И я могу только сожалеть о том, что, например, за пятнадцать лет в Сухобузимо кино вообще  не показывали. Не было ни одного киносеанса. Целое поколение… И это  в целом в крае такая ситуация.

Вопрос сложный, потому что, прежде всего, мы должны перейти на новые технологические основы проведения кинопоказов — приобретение проекционной электронной аппаратуры, в частности, которая  очень затратна.  Кроме того, организация самого процесса важна. В ведомстве министерства культуры есть  кино- и видеообъединение, которое должно эту тему проработать. Думаю, что открытие кинотеатра в Сухобузимо вчера показало острую необходимость в таком проекте. Мы выбрали и доставили большой спектр советских и отечественных современных фильмов. Вчера показали  самый популярный фильм, который смотрят все отечественные космонавты перед тем, как уходят в космос: «Белое солнце пустыни».  Реакция людей  во время просмотра  фильма  на большом экране о многом говорит.  Ты чувствуешь, какими становятся твои друзья и прочее. По данному поводу есть масса научных работ, думаю, если я сейчас буду это обсуждать, мы не ответим и на половину вопросов.
И в продолжение темы кино я объединила два вопроса. Надежда Горохова из студии «Зеркало» спрашивает:

«Я очень люблю сейчас ходить в Дом кино, разнообразная программа, много документальных фильмов, интересные фестивали. Но почему так редко показывают фильмы нашей красноярской киностудии? Ведь они существуют где-то, очень хотелось бы познакомиться с ними. Возможно ли приобрести их на дисках?»
И Наталью волнует вопрос о судьбе Красноярской киностудии.
Киностудия — это федеральное учреждение культуры. К глубокому моему огорчению с тех пор, как я стал министром, она уже не существовала. Замечательные мастера документального кино в Красноярске всё-таки находятся. Я недавно смотрел премьеру фильма о замечательном красноярском художнике Худоногове, который сделала режиссер и известный кинодокументалист Ирина Зайцева. Готовится целая серия о красноярских художниках, думаю, это будет очень интересно. Вся проблема заключается в том, что был бесхозный архив, который мы забрали с помощью и согласия учредителей, он теперь находится в кино- и видеообъединении в Красноярске. Губернатор Александр Хлопонин выделил энное количество миллионов рублей, чтобы мы купили аппаратуру для перевода, потому что фильмы долго находиться не могут на такой плёнке, и сейчас мы занимаемся переводом фильмов в цифровой формат. Кстати, в Норильске Фонд культурных инициатив Прохорова перевел за свой счет ряд замечательных фильмов кинодокументалиста Ледина, я их видел в цифровом варианте — прекрасно выглядят.

Другой момент заключается в том, что мы потеряли определенный уровень культуры, пропала  потребность смотреть документальные фильмы. Я про мультиплексы  не говорю, потому что в их коммерческих программах это предусматривается чрезвычайно редко или вообще не предусматривается. Один оставшийся муниципальный кинотеатр, который очень активно и замечательно работает, спасибо за оценку нашему респонденту. Фильмы там фрагментарно показывают, в том числе и красноярскую кинодокументалистику, но это не системно.  Об этом можно только сожалеть. Мы ведь потеряли еще и корпункт Восточно-Сибирской киностудии. В Иркутске есть архив всех записей, он находится в таком же состоянии, как и красноярский. Плюс огромный архив находится у ВГТРК Красноярск, она является правопреемником Всероссийской телерадиокомпании. 
Раньше было замечательное телеобъединение «Енисейтелефильм», которое сделало огромное количество фильмов, теперь его нет. А ведь это наша история. В ВГТРК тоже переводят фильмы в цифровой формат, чему я рад. Раньше был цикл передач, которого сейчас нет, ограниченность эфирного времени не позволяет всё показывать. Есть такой вопрос относительно программ телевидения, и я не берусь его обсуждать, потому что эта сфера юриспруденции.  Но вопрос в том, что деятельность и репертуар телекомпаний регулируется специальным законодательством. Пресса отделена от влияния госорганов власти, так же как и кинотеатры. Но мы должны находить контакты, и это будет определенным этапом, можно влиять каким-то образом путем проведения кинофестивалей. У нас был в планах, но, к сожалению, отменился, фестиваль французского кино, который мы хотели проводить в «Луче». Отменился по вине французской стороны, которая не могла выполнить целый ряд условий, их внутренних условий, и они попросили   перенести фестиваль. Я убежден, что кинопространство Красноярска не насыщено и не раскрывает всего спектра мировой и особенно отечественной кинематографии, в том числе и великолепного отечественного кинонаследия, по которому люди скучают. Я читал недавно, что по рейтингу отечественные кинофильмы доперестроечного периода занимают одно из ведущих мест. Слава богу, есть телеканал «Культура», который показывает такое. Думаю, что мы к этому придем, потому что все больше отечественных фильмов появляются на экране. 

Пользуясь возможностью, хочу привести пример, у нас есть кинокритик, который проводит микрофестивали кино, составляя показ из редких коллекций. Когда появляется такая инициатива – куда обращаться фанатам хорошего интересного, но редкого кино?

Я думаю, что в кино- и видеообъединение, которое должно работать по этим направлениями. У нас существует не первый год очень известный Канский кинофестиваль, по аналогу созвучия слов «Канны» и «Канск». Замечательный кинофестиваль, я в этом году ездил на него.  Его организаторы - это ребята-москвичи, которые при поддержке администрации Канска, а с этого года – и министерства культуры, проводят совершенно уникальный кинофестиваль. Показывают альтернативное, очень сложное кино, в этом году я туда поехал вместе с целым автобусом журналистов, и мы были счастливы от самого факта такого фестиваля. Для меня это очень интересный проект, но я не люблю слово «проект» в культуре, это культурное событие, так правильнее и точнее нужно министру говорить, и мы будем его поддерживать. И как культурная столица края Канск будет позиционироваться именно своим кинофестивалем.

К следующей теме перейдем. Вера Павлова спрашивает – когда в Красноярск приедет Хворостовский? И тут же у неё ещё ряд вопросов – когда откроется малый зал филармонии, и почему не используется для концертов прекрасный зал училища искусств на правом берегу?

Ну, я начну тогда в обратном порядке. Тема использования для концертов прекрасного зала училища искусств была на обсуждении министерства с руководством училища, многочисленным, с руководителями всех отделений практически. Мы это обсуждали, и есть добрые перемены. Я присутствовал на открытии фестиваля традиционной хоровой капеллы, в котором принимал участие концертный оркестр русских народных инструментов под руководством народного артиста Бардина, и выступали 12 творческих художественных коллективов. Я получил, как и зрители, которые переполнили этот зал, огромное удовольствие от программы, которая была презентована нам. Мы слушали русскую музыку, практически весь концерт, украинские хоровые произведения,  исполняемые молодежью! Я бы вернулся к теме о том, что культурные практики, о которых мы постоянно думаем, что всё зациклилось на одном направлении массовой культуры, а именно на сверхпопулярных массовых жанрах – это не так. Есть сегодня добрые знаки появления молодёжи в совершенно интереснейших вариантах. Я слышал ребят, которые занимаются академическим хоровым пением - это была прекраснейшая программа. И мы даже сошлись во мнении и с Бардиным, и с училищем искусств, и с директором педагогического училища, и с академией музыки и театра, что этот концерт был действительно сделан, как высший образец. Там такие были совершенно замечательные хоровые номера, которые нужно просто видеть.      
Когда откроется малый концертный зал?
С концертным залом мы попали в достаточно сложную ситуацию. И об этом пресса писала. Когда мы сделали всю документацию на ремонтные работы, возникли два обстоятельства, которые затянули строительство. Первое – мы рассчитывали, что  ряд несущих конструкций выдержит дальнейшую эксплуатацию, увы, оказались, что это не так. Пришлось переделывать документацию. Второе обстоятельство - под фундаментом обнаружили некрополь.  И поэтому нужно было срочно проводить археологические раскопки, производить музеификацию,  захоронение, получать разрешения соответствующих инстанций и так далее. Это затянуло время.

Надеюсь, что к юбилеям города Красноярска и Красноярского края, а это декабрь, Малый концертный зал  мы всё-таки откроем. Город явно испытывает дефицит академической музыки. Очень сильно изменилась зрительская активность в отсутствие таких площадок.  За этот период, пока  не работает зал, мы очень много потеряли. Очень трудно без базы приходится  концертным коллективам, академическому и симфоническому оркестрам, ансамблю Годенко, Русскому оркестру, балету Терешкина.  Всё это накладывает сложный отпечаток и на зрителей. Потому что красноярцы привыкли уже к другому уровню.

о ибо за оценку нашему респонденту. Фильмы там фрагментарно показывают, в том числе и красноярскую кинодокументалистику, но это не системно.  Об этом можно только сожалеть. Мы ведь потеряли еще и корпункт Восточно-Сибирской киностудии. В Иркутске есть архив всех записей, он находится в таком же состоянии, как и красноярский. Плюс огромный архив находится у ВГТРК Красноярск, она является правопреемником Всероссийской телерадиокомпании. Раньше было замечательное телеобъединение «Енисейтелефильм», которое сделало огромное количество фильмов, теперь его нет. А ведь это наша история. В ВГТРК тоже переводят фильмы в цифровой формат, чему я рад. Раньше был цикл передач, которого сейчас нет, ограниченность эфирного времени не позволяет всё показывать. Есть такой вопрос относительно программ телевидения, и я не берусь его обсуждать, потому что эта сфера юриспруденции.  Но вопрос в том, что деятельность и репертуар телекомпаний регулируется специальным законодательством. Пресса отделена от влияния госорганов власти, так же как и кинотеатры. Но мы должны находить контакты, и это будет определенным этапом, можно влиять каким-то образом путем проведения кинофестивалей. У нас был в планах, но, к сожалению, отменился, фестиваль французского кино, который мы хотели проводить в «Луче». Отменился по вине французской стороны, которая не могла выполнить целый ряд условий, их внутренних условий, и они попросили   перенести фестиваль. Я убежден, что кинопространство Красноярска не насыщено и не раскрывает всего спектра мировой и особенно отечественной кинематографии, в том числе и великолепного отечественного кинонаследия, по которому люди скучают. Я читал недавно, что по рейтингу отечественные кинофильмы доперестроечного периода занимают одно из ведущих мест. Слава богу, есть телеканал «Культура», который показывает такое. Думаю, что мы к этому придем, потому что все больше отечественных фильмов появляются на экране.  
А о приезде Хворостовского что-то уже известно?

По Хворостовскому хочу сказать, что мы заканчиваем переговорный процесс о его приезде в декабре месяце, примерная дата 5-7 декабря. Притом Дмитрий Александрович будет не один, а вместе с ним приезжает академически хор, бывший хор Свешникова, и будет совершенно уникальная концертная программа. Он совершает большой тур по Сибири, это города такие как Новосибирск, Томск, Красноярск, и здесь будет концерт. У нас пока один зал, чтобы принять артиста такого уровня, это Театр Оперы и Балета
Следующая группа вопросов будет посвящена театрам. Когда, наконец, будет ремонт в театре Пушкина. Жалко смотреть на отваливающуюся штукатурку. При всем старании администрации театра, необходимы кардинальные меры. Лучший театр, гордость края, и в каких условиях артисты вынуждены работать. А зрители? Ладно, мы свои, мы потерпим, но что думают о нас гости города? 

Я согласен абсолютно и благодарю за данный вопрос. На сегодняшний день готово маркетинговое предложение, концептуальная основа реконструкции театра Пушкина, которая находится в двух вариантах . Мы сейчас его будем рассматривать, буквально в следующем месяце. Сделал его Томский институт «Спецпроект Реставрация». Данное здание считается памятником культуры, потому что оно состоит, как вы знаете, из трёх объемов. Прежде всего, середина, зал – это дореволюционный зал традиционного театра. Дальше у нас появляется греческий, как я его называю зал, который был построен сразу после войны, и в 60-е годы построена сценическая коробка. Всё уже обветшало, но самое сложное в том, что зрительный зал – это деревянные перекрытия. И по нормам современной противопожарной безопасности это недопустимо. Проектирование работ в этом году, даже при сложностях, которые у нас остались, частично уже заложено в бюджете, и мы будем этим заниматься. К сожалению, такая проблема у нас есть не только по Красноярскому театру – и Ачинский театр требует капитального ремонта. Работа идёт, её осуществляет правительство Красноярского края, и я могу в этом заверить наших пользователей интернета.   

Следующий вопрос от Светланы: Как вы оцениваете уровень фестиваля Театральная весна в этом году? 
Я могу вам только одно сказать. Во-первых, прежде всего, сейчас идет сам фестиваль. Давать какие-то оценки в этом время будет неправильно. Меня деятели театрального искусства просто не поймут. Я вчера был на спектакле канского театра и получил колоссальное удовольствие. И самое главное от того, что переполненный зрительный зал, который воспринимал очень хорошо спектакль по очень сложной пьесе, который показывал вчера канский театр. Думаю, оценивать должны на сегодняшний день специалисты-критики, которые у нас, в красноярском крае, есть. Это люди, некоторые из них являются просто моими экспертами. Я прислушиваюсь к их мнению. Говорить сейчас, когда работает жюри, выбирают те или иные сюжеты, те или иные работы для получения главных наград Театральной весны, будет неправильно. Я не имею право это делать. А от того, что идет фестиваль, и мы впервые показываем мотыгинский, шарыповский и лесосибирский театры, которые очень прилично показались. И слава Богу, все спектакли проходят при переполненных зрительных залах. Вот сегодня пойдем смотреть ачинский спектакль. Для меня это отрадное явление, как человека- театрала.

Вопрос как раз о муниципальных театрах. Спрашивают, как будет строиться работа муниципальных краевых театров в трехлетней перспективе? Какие средства заложены в госзаказ на постановку спектаклей? Каковы приоритеты краевой власти по отношению к выбору пьес? Какие театры в трехлетний срок предполагается перевести в статус автономных учреждений?

Можно я начну с последнего. Тут много вопросов. Дело заключается в том, что разработана система перевода в автономные учреждения. Сегодня на этих условиях работает пока только один театр. Это театр музыкальной комедии, который называется ныне в связи с изменившимся статусом «музыкальным театром». Мы внимательно наблюдаем за процессом, как он идет. Это не простой процесс. Мы обсуждали эту тему на сибирском театральном форуме, который проходил в Новосибирске, и где я принимал участие. Это очень сложная тема, но вместе с тем, есть государственное задание о переводе театров. Я встречался, например, с директором одного из лучших сибирских театров  - «Глобус» в Новосибирске, которые перешли в автономный режим и успешно работают. Уже сегодня нам высказали массу преимуществ для работы в данной системе. Поэтому к этому процессу я отношусь позитивно. 

А как для муниципальных театров?
Для муниципальных тоже самое. Всё остается,  дотации будут называться субвенциями, но при этом  дается больше прав. Это первое. Пока мы планируем бюджет, я конкретно в цифры не хотел бы уходить и перегружать, на уровне прошлого года. Тоже самое по госзаказу. Влиять на репертуары театров с точки зрения законодательства и культуры мы не можем. Мы можем рекомендовать репертуарные позиции, но сказать, что как это было раньше в период, как говорили «вы вот возьмите вот спектакль», этого нет. При всём этом, думаю, что репертуарный план драматических  и музыкальных театров в красноярском крае уравновешен. Он отвечает общему художественному процессу, который существует.

Все ли театры перейдут в режим автономных?

Через какое-то время можно будет сказать об этом утвердительно. Сейчас я скажу о том, что эта ситуация просчитывается в Министерстве культуры РФ и союзе театральных деятелей. Пока идет эксперимент. Мы в этом эксперименте. Он достаточно сложный, но вместе с тем, процесс идет.

Каковы приоритеты в плане выбора пьес? Что Министерство рекомендует нашим театрам?

Лен, Я уже Вам ответил, что на сегодняшний день художественная политика определена статусом театра, все должно быть в их учредительном документе. Это основано на  законодательстве РФ. Свою политику сам определяет художественный коллектив. При формировании гос.заказа  мы можем высказать пожелания. Я сегодня, готовясь к встрече с вами, с нашими пользователями Интернета, открыл страницу культуры Красноярского края и прочитал свой диалог с артистами творческого коллектива Ачинского театра. На встрече с ними я говорил, что очень хотел, чтобы в Ачинском театре появилась русская классика или классические спектакли, потому что с моей точки зрения это нормально, вот сейчас театр работает над этим пожеланием, но что конкретно они будут ставить я не знаю. Мы все прекрасно понимаем, что не хватает современной отечественной драматургии.  Это становится уже серьезной проблемой вообще работы наших театров. 

В завершение этой темы личный вопрос от нашей посетительницы - всем известно, что вы очень любите театр, может быть, вы один из немногих, кто видел практически все театральные премьеры в крае. Скажите, пожалуйста, какой спектакль этого года для вас стал открытием, сумел удивить?

Даже, несмотря на то, что я много смотрю – мы, кстати, вчера считали с директором Канского театра, что я в этом сезоне посмотрел три спектакля только Канского театра. Естественно, в Красноярске я бываю практически на всех премьерах, и все спектакли я смотрю, притом у меня не избирательная политика, я смотрю всё. И это длится не год и не десятилетие. Когда я пришел ребенком в театр, и с тех пор я смотрю очень много спектаклей. Говорить о том, какой спектакль лучший не могу, так как идет фестиваль. Более правильным будет сказать об оценке театрального сезона. По мнению прессы и критиков, сезон противоречивый. Был вопрос о норильском спектакле «Вишневый сад», я тоже советовался по этой постановке. Члены жюри - известные театральные критики, очень известные, один из них, например, является членом экспертного совета «Золотой маски», высказали свои предположения по этому вопросу. Давайте пока просто посмотрим этот спектакль в Красноярске.

Следующий вопрос от архитектора Панова. Какие исторические здания в крае будут отреставрированы в ближайшее время, и что делается для сохранения деревянных старинных домов в центре города?  Довольно болезненная тема.

Болезненный вопрос, особенно в данный период времени – вы понимаете, что ресурсы на реставрацию ограничены, и ограничены очень серьёзно. Мы сейчас работаем над концепцией по охране памятников истории культуры, которая внесёт свои коррективы и будет разработана в совершенно новом формате. Напомню,  что функции по охране памятников истории культуры министерство культуры получило всего восемь месяцев назад. До этого это был самостоятельный орган, который при государственной власти Красноярского края этим занимался.

Мы также продолжаем работы, которые были начаты предшественниками министерства культуры по реставрации четырех соборов в городе Енисейске. Мы осуществляем реставрацию на оставленные средства музея Мартьянова в городе Минусинске. Осуществляются реставрационные работы в Шушенском. Ведутся проектные работы по сохранению и переносу ангарских памятников деревянного зодчества из зоны затопления Богучанской электростанции. Всего я перечислять не могу, хотя даже на память могу назвать – это не очень большой список, потому что проблем у нас значительно больше. 
А что касается центра города?

В первую очередь проблема касается четырех деревянных домов, которые находятся в историческом квартале на улице Горького, напротив парка культуры и отдыха. Есть положительный пример реставрации одного здания муниципалитетом города Красноярска. Такие диалоги мы с мэрией сегодня ведем и стараемся сделать общую программу. Мы этот вопрос обсуждали вместе с депутатами Законодательного собрания Красноярского края. Все понимают значимость этого вопроса, но мы немножко опоздали. Потому что, как вы понимаете, по сохранению деревянных домов много проблем – настроили много всего, вот, например, рядом с домом Зельмановича, здание, которое там построили рядом, и с ним уже ничего не сделать. Но теперь всё утверждение происходит в одном только месте, и не одним человеком, а коллегией экспертов министерства культуры.     

Вопрос от Сивицкой Татьяны: добрый день Геннадий Леонидович! На сегодняшний день всем понятно, что государство не в состоянии в полной мере обеспечить учреждениям культуры все условия (финансовые) для реализации стратегических планов развития, поэтому руководители учреждений социально-культурной сферы активно занимаются привлечением грантовых и спонсорских средств. С грантами всё предельно просто и ясно: главное -привлекательность проекта для всех участников, партнёров, территорий и т.д. и ожидаемый результат. Со спонсорами дело обстоит сложнее, думаю, что гораздо легче было бы привлекать спонсорские средства, если бы законодательным собранием Красноярского края был принят закон о льготной системе налогооблажения для тех, кто финансово поддерживает учреждения культуры. За рубежом это практикуется достаточно давно. В 2008 году подобный закон был принят в Волгоградской области. Возможно ли рассмотрение этого вопроса в Красноярском крае? Заранее благодарю за ответ.

Эта  тема недавно обсуждалась, приезжал сюда известный журналист, ваш коллега Александр Архангельский.  И мы обсуждали, что такое спонсорство и благотворительность, я присутствовал на этой дискуссии. Могу одно сказать: да, на сегодняшний день  идёт многоканальное финансирование, это становится реальностью.

Для этого нужно очень  много работать. Я вам могу сказать, что система грантов существует.  45 миллионов примерно выделяется. Но чтобы получить эти деньги,  нужны проекты, которые будут отвечать уровню  и требованиям . В них могут принимать участие все учреждения  культуры.  Это первое. Второе, что хочу отметить – это мы все вместе, себя я не отделяю от своих коллег, очень плохо работаем  с грантами. Из федерального министерства грантов в прошлом году мы практически не получили, и это абсолютно неправильно,  плохо мыслим и заявляемся.  Рассчитывать на один бюджет правительства Красноярского края или губернатора, невозможно, нужно работать. Естественно сейчас резко сократилась спонсорская поддержка. Эта тема не требует комментариев.  Но гранты остались. Например, я был недавно в Москве на пятилетии фонда Михаила Прохорова. Фонд как устанавливал гранты, так и продолжает. И у нас многочисленные организации их выигрывают и каждый год получают рантовую поддержку.  Кроме того,  фонд Прохорова выделяет деньги на книжные ярмарки, на укомплектование библиотек, на другие культурные инициативы. Есть и другие фонды, просто надо работать, искать их. У меня есть там вопрос , как я работаю с интернетом. Я плохо работаю с интернетом, нет на это времени.  Причём я стараюсь читать всё, что пишут о культуре Красноярского края или о знаковых событиях, которые сегодня в крае существуют. Но, думаю, что нужно работать, искать в интернете, писать,  а министерство со своей стороны будет помогать всем творческим работникам.
Сегодня не удержимся мы от темы кризиса. Я объединю вопросы: как отражаются последствия мирового финансового кризиса на сфере культуры? И не планируется ли сокращение обещанных культурных программ, в частности, планируется ли в этом году проводить фестивали «Саянское кольцо» и «Музейная ночь». Видимо, это любимые мероприятия.

Мы серьезно уже занялись этими мероприятиями. С некоммерческой организацией, которая организует «Саянское кольцо» мы уже ведем переговоры. Мы уже провели совещание с главой Шушенского района. И не одно, и в Шушенском, и в Красноярске. Уже подготовлено положение, мы начали заниматься этим вопросом. Та ресурсная база, что была в прошлом году, сохраняется со стороны правительства Красноярского края. Просчитывается сумма, которая с точки зрения организаторов, потребуется. Мне трудно на эту тему сейчас ответить, мы ведем постоянные консультации, этим занимается первый заместитель министра Елена Паздникова. По «Музейной ночи», принципиально все решено, она  готовится в пределах выделенных ассигнований. 

Значит, эти мероприятия обязательно состоятся.

Да.  Но в каком качестве, это пока вопрос… Вот нами сейчас по Шушенскому ведутся действительно очень многосторонние переговоры, потому что там запрошены большие, огромные суммы для бюджета...  Но такие суммы и в прошлом году не выделялись, мероприятие обеспечивалось спонсорами и соучредителями. Думаю, что нам вместе придется заниматься этим вопросом.

Относительно кризиса, который наблюдается сегодня. Невозможно было бы и неправильно думать о том, что он не затронет такую острую сферу, как сфера культурной деятельности. Во всяком случае, первое, что я могу сказать, на данный период времени, цель, которую мы поставили, является для нас стержневой. Эта цель - сохранить культурный потенциал в данных условиях. Я не располагаю информацией, чтобы где-то закрывались учреждения культуры. Если где-то в сельской местности такое будет происходить, то мы будем в курсе. Мы  так договаривались с коллегами, которые работают в территориях, они должны предупредить. Главное – сохранить кадровый потенциал и сохранить учреждения. Это пока нам удается, и эту линию мы будем продолжать. При этом, мы будем продолжать работать в ритме больших проектов, которые предполагаются в этом году:  75-летия края, 90 лет Михаилу Семеновичу Годенко, огромная программа, 85 лет - юбилей Астафьева Виктора Петровича. 1 апреля – большой, очень серьезный проект, в который мы входим с гуманитарным сообществом – это 200 лет Гоголю, который будет проходить у нас достаточно масштабно. 
Вот вы упомянули Виктора Петровича Астафьева. Спрашивают, примете ли вы участие в определении лауреатов премий фонда имени Астафьева в этом году? Или может, знаете какого-то автора, достойного этой премии? Дискуссия большая очень идет по этому поводу. 

Я могу вам вот, что сказать, что не приму. Это не предусмотрено и сегодня человек, который занимает должностное положение или, говоря простонародным языком, которого называют чиновником, не должен там быть и это неправильно. Поэтому свои предпочтения к тому или иному автору я тоже думаю, не стоит обозначать. Это будет неправильно. 

Покупаете ли Вы картины красноярских художников, если не секрет, то какие? И есть ли у Вас работы Виктора Сачивко?

Я не являюсь осмысленным и системным коллекционером картин красноярских художников. Хочу обозначить – за годы моей работы в культуре я мог бы создать собственную галерею, если бы поставил такую цель. У меня есть работы красноярских художников, которых я очень люблю, с которыми работал, и которые оказали на меня со школьного возраста огромное влияние. Это, в первую очередь, Борис Яковлевич Ряузов, есть гравюры Андрея Геннадиевича Поздеева, которого я знаю с 1964 года, с первой его выставки, на которой я был, учился тогда в театральной студии. Есть работы Худоногова и других художников. Но я не ставлю это целью, потому что создать галерею очень сложно, хотя страстно хотелось бы иметь больше работ. Сейчас меня очень интересует период советского соц-арта, он сейчас многих интересует.

Продолжаем о галереях. Красноярск гордится тем, что здесь рождается и получает образование так много художников. Но в городе так мало выставочных залов и галерей, в которых можно было бы показать все богатство художественной жизни. Не хватает и мастерских. На что может рассчитывать профессиональный художник в Красноярске?  

Я могу одно сказать – в отличие от очень многих других территорий на сегодняшний день, краевая администрация и правительство Красноярского края, и мэрия, и лично Петр Иванович Пимашков, сделают всё, чтобы передать все мастерские для художников в ведение министерства культуры. Их мы будем передавать в безвозмездное пользование – не в собственность, а в пользование – передавать художникам, и тем самым сохраним самую большую сеть художественных мастерских, которая была у нас в Красноярском крае.   

А сколько сейчас мастерских, не можете сказать?

Я не могу сейчас сказать, тем более, что количество зданий сейчас изменилась – но такая позиция оговорена Союзом художников, и мы этим делом занимаемся. Абсолютно согласен с теми вопросами, что задают коллеги в части художественных галерей. Мы очень отстаём от большого количества городов. Во-первых, выставочный зал, который находится в Зеленой Роще – он просто недосягаем для основного зрительского потока. Пятнадцать дней, которые работают у нас два зала – в каждый из пятнадцати дней меняются экспозиции в верхнем и нижнем зале в выставочной галерее в Доме Художника – это явно недостаточно. Мы обедняем ресурс для проведения как собственных выставок красноярских художников, так и приезжих – он у нас очень слаб. За этот год, за этот сезон у нас не было вообще ни одной большой премьерной выставки – столичной выставки у нас не было. У нас в художественном музее появилась выставка только совсем недавно, когда уже половина сезона прошла. И эти лакуны свободные, мы должны ими заниматься. Об этом говорит и Союз художников, и художественная академия.    

Еще мы не задели немножечко музеи. А вопросы такие есть. В частности, про ревизию фондов…

Вы помните, здесь сейчас у нас был  Пиотровский – академик Михаил Борисович, была Антонова, это одни из крупнейших музейных работников, и очень много крупнейших музейных работников, проходил Музейный форум.  После ЧП, которое произошло в Эрмитаже, помните вышел приказ, проходила сверка фондов.  По результатам, я не могу сказать, что у нас какие-то существенные потери, криминальные элементы, таких я в принципе не знаю.  Есть неправильные заполнения документов или прочее.  Вопрос этот на серьезном контроле, потому что есть специальные службы, которые этим занимаются, и я рад этому вопросу. Из поступивших был такой вопрос - зачем хранить в музее, покупать, когда этого можно и не делать. Я хочу сказать, что весь мир, и вся цивилизация, как только появилось творчество, старалось собирать сегодня результаты своего художественного вида деятельности.

А насчет актуальности экспонатов? У нас очень сильно обсуждалась дубленка госпожи Баталовой, оказавшаяся в Краеведческом Музее.

Вот про это я не читал, поэтому я не думаю, что на данный момент это может служить темой для обсуждения. Но глубоко убежден, любой музейный экспонат – это артефакт и история, через какой-то период времени это может стать достоянием, логикой, это ж все описывается от кого, почему и как хранится. И это чрезвычайно важно. Поэтому, говоря бытовым языком, интерес к антиквариату сегодня особенный. Старшее поколение, к которому я уже могу относить, старается вернуться в свое детство, свою юность и оставить  артефакты, которые напоминают о времени. К сожалению, комплектование идет пока не очень хорошо, мы должны собирать эпоху, элементы эпохи и сохранять. В этом – ценность, это историческая память народа, его идентичность  и прочее.        
Как вам удаётся совмещать ещё и преподавательскую деятельность в СФУ. Много ли времени приходится уделять студентам?

Хочу сказать, что стал значительно меньше времени уделять этому. Очень сожалею об этом. Но как бы ни было сложно, я никогда не хотел бы расставаться с преподавательской деятельностью. Это моё вдохновение, это мой труд, мне очень нравится этим заниматься. Тем более,  мне нравится сам процесс формирования личности, в котором я принимаю участие. У меня много учеников, много и тех, кто работает в культуре. Когда я вижу его успехи, достижения, продвижение  для меня это чрезвычайно радостно. 

А ваша гордость и ваши «звёздочки», можете кого-то назвать?

Ну,  я этого делать не буду сейчас, да конечно  есть, очень много руководителей уже сегодня, которые  учились у меня. 

В завершение конференции вопрос про вашу любимую книгу. Много ли читаете и какую книгу читает сейчас? 

Несколько дней назад я познакомился с Михаилом Тарковским. Я очень давно читал в литературных журналах его рассказы и повести. Ни одной книги не было, потому что, как оказалось, их у него не так много, сейчас выходит трёхтомник, будет его презентация.

На меня он производит очень хорошее впечатление. Во-первых, это для меня узнаваемо, второе совершенно необычный литературный язык, логика, изложение. И снова перечитал всего Гоголя, разные его произведения. Я очень серьёзно отношусь к его юбилею. Всё наполнено ожиданием его двухсотлетия. Могу сказать, что в рамках юбилея  будет торжественное академическое собрание в театре Пушкина, и с  11 часов в Мик-максе будут работать пять площадок, будет огромная книжная выставка, которую делает академическая библиотека. Выставка произведений художественных по Гоголю. Будут народные молодёжные театры со всего края, которые будут фрагменты по Гоголю показывать. Будут защиты школьных диссертаций. Мы этот проект делаем вместе с министерством образования. И у нас сейчас пресс-секретарь министра образования  готовит сейчас конференцию, на которую мы вас приглашаем, где мы будем рассказывать об этой программе. 
На этом наша конференция заканчивается. Спасибо за участие!
Спасибо. 
Геннадий Рукша
Геннадий Рукша
Министр культуры Правительства Красноярского края