Сколько должно стоить пиво?

Минфин России опубликовал законопроект несбалансированного повышения акцизов на пиво, когда акцизы на крепкий алкоголь предлагается оставить на том же уровне.

В августе в Сочи президент РФ Дмитрий Медведев предложил разработать комплекс мер по борьбе с алкоголизмом. При этом глава государства призвал тщательно просчитать все возможные последствия от распространения на пиво и слабоалкогольные напитки общих принципов регулирования и ограничения, которые применимы к крепкому алкоголю.

На сегодняшний день в России соотношение средней цены продукции единицы пива и крепкого алкоголя - 1:4, это, если рассматривать только легальную продукцию. В случае с алкоголем теневого рынка, соотношение уменьшается до 1:2. В советский период соотношение цен равнялось 1:10, такое же соотношение выдерживается в настоящий момент и в западных странах.

Эта проблема обсуждалась 4 сентября в рамках онлайн-конференции.

Задать вопрос

Вопросы и ответы

Добрый день, мы начинаем онлайн-конференцию на тему «Сколько должно стоить пиво?». На вопросы будет отвечать заместитель директора филиала «Балтика-Пикра» Александр Вершинин и специалист по связям с общественностью филиала «Балтика-Пикра» Татьяна Ковригина. Трансляция проходит на сайте online.newslab.ru, приветствую всех собравшихся.
И первый вопрос: в связи с повышением акцизов насколько в среднем повысится стоимость пива?
Татьяна Ковригина: Однозначно мы не сможем сказать, насколько повысится стоимость бутылки пива, так как это связано со многими факторами.
То есть, нельзя сказать точно на 10 рублей или на 50 рублей?
Татьяна Ковригина: Нет, но предположительно ежегодное повышение стоимости произойдет в 2010 году.
Как вы считаете, с увеличением акциза на пиво, увеличится ли рост налоговых поступлений в бюджет региона?
Александр Вершинин: Я считаю, что с увеличением акциза на пиво отчисления в бюджет региона только уменьшатся. На сегодняшний момент пивоваренный рынок потерял уже около 7% за пять месяцев этого года. И связано это с кризисом, потребитель чувствует разницу между крепким алкоголем и слабым. В четыре раза по цене отличается бутылка качественной водки от бутылки пива. Бывает же водка и по 80 рублей, то есть разница еще меньше. Таким образом, потребление пива уже сократилось. И если мы увеличим еще и акциз, цена пива увеличится, а если акциз на крепкий алкоголь увеличен не будет, то разница между ними будет еще меньше. Человек, у которого есть желание выпить, будет употреблять дешевый крепкий алкоголь, нежели качественный слабый алкоголь.
Какая связь между бюджетом региона и пивоварами?
Александр Вершинин: Теряя рынок, теряя продажи, мы снизим и отчисления в бюджет. Аналитики предсказывают, что именно федеральный бюджет потеряет около 10 млрд. рублей в будущем году, если акциз будет увеличен. И это же еще повлияет и на снижения продаж. Возможно, несколько заводов будут закрыты. Трудно спрогнозировать, что будет, потому что в настоящий момент кризис продолжается, и случиться может всякое.
Как Вы считаете, смогут ли в связи с этим остаться на плаву мелкие пивоваренные компании?
Александр Вершинин: В зависимости от того, какую нишу они для себя выберут. Во время кризиса выживает сильнейший, и сильнейший становится еще сильнее. Если мелкие пивоваренные компании для себя выберут нишу, которая будет интересна потребителям, то они останутся на плаву. Но я думаю, что некоторые не выдержат этого и будут закрыты, в свете повышения акцизов.
В продолжение темы вопрос от одного из читателей - почему бы «Пикре» не перепрофилироваться с больших мощностей на ряд небольших пивоварен, в условиях высоких акцизов они могут оказаться более гибкими и конкурентоспособными. К тому же живое пиво так популярно в Красноярске.
Александр Вершинин: Этот вопрос можно разделить на две части. Первое - почему бы «Пикре» не переключиться на приобретение мелких пивоварен и производство пива в них? Наш бизнес - производить упакованное пиво, и приобретение мелких пивоварен и ресторанов - это не наш бизнес. Мы занимаемся производством именно тарированного пива - в кегах, банках, бутылках, полиэтиленовой таре. Мы не ставим перед собой задачу купить пивоварни.

По поводу живого пива - оно сейчас на волне, и потребитель заинтересован в нем. Но на самом деле - это понятие надуманное. Маркетинг запустил такую фишку - есть «живое пиво», которое полезно для организма. Но почему-то маркетинг не запустил фишку про живое молоко или живой хлеб. Ведь пиво, как молоко и хлеб, натуральный продукт, где используются только натуральные компоненты. И в составе и того, и другого - зерновое сырье, если сравнивать с хлебом, ведь многие называют пиво жидким хлебом. Но маркетологи запустили такой слоган - «Живое - полезно!», и сейчас на этой волне маленькие пивоварни (1-2 бродильных агрегата) варят пиво, продают его, причем продают дорого. Но рано или поздно органы Санэпиднадзора будут ужесточать контроль за этими пивоварнями, и там будет производиться тоже очень хорошее пиво.
Все заметили, что в городе появилось много павильонов с разливным пивом. Вы не рассматриваете их как конкурентов?
Александр Вершинин: Честно говоря, нет. Это народу интересно, это такая новая волна сейчас, но мы не рассматриваем их, как конкурентов. У нас есть аналоги - в каждом регионе есть свой живой брэнд, у нас это «Купеческое живое», на Дальнем востоке это «ДВ живое», в Челябинске это «Уральский Мастер живое». В соседних регионах тоже готовится запуск своих «живых» продуктов. Народ хочет пить «живое» пиво - и мы производим «живое» пиво. Но понятие «живое пиво» для каждого разное. Для меня, допустим, живое пиво - это не пастеризованное пиво. Что для потребителя такое живое пиво - можно спросить у потребителя. Я спрашивал, интересовался - отвечали, что живое пиво это «непостерилизованное», да; путают два технологических приема стерилизации и пастеризации.

Наше живое пиво - они именно не пастеризованное; и потребитель им доволен, продажи растут. То есть, мелкие пивоварни этот бизнес подтолкнули, и крупные пивоварни стали делать то же самое без каких-либо вложений в рекламу. Сарафанное радио даёт о себе знать. Сарафанное радио - это вообще самая лучшая реклама.
И в продолжение ликбеза ещё вопрос от человека, видимо, не очень хорошо понимающего разницу - правда ли, что не фильтрованное пиво намного опаснее для здоровья, чем пастеризованное? Можете объяснить разницу.
Александр Вершинин: Здесь получается сразу два вопроса. Не фильтрованное и пастеризованное - на самом деле, не фильтрованное пиво может быть также пастеризованным. Пиво может быть фильтрованным, и не фильтрованным - и любое из этих двух может быть как пастеризованным, так и не пастеризованным. Это два разных термина - одно способ обработки, другое способ фильтрации.

Что не фильтрованное пиво вредно - я не могу этого сказать, потому что в любом случае это продукт, который богат витаминами, так же, как и обычное пиво. Если мы говорим о не фильтрованном и не пастеризованном пиве, то оно имеет ограниченный срок стойкости. Поэтому это обычно прерогатива маленьких пивоварен, которые сварили пиво и сразу же его отпустили, без каких-либо длительных транспортировок. А если говорить о процессе пастеризации, то потребитель, так же, как и специалист, никогда не отличит пастеризованное пиво от не пастеризованного. Этот процесс очень кратковременный, он длится всего одну минуту - мы очень быстро повышаем температуру, и так же быстро понижаем до требуемой. И это никаким образом не влияет ни на качество продукта, ни на какие-то его потребительские качества. Только на длительность хранения.
Дальше у нас ряд проблематичных вопросов. Сегодня пиво пьют повсеместно и постоянно, будь это праздник или простой день. Особенно это касается подростков. Является ли для вас борьба с пьянством приоритетной? Какие меры вы принимаете в этом направлении?
Александр Вершинин: Вопрос очень интересный, и наша позиция здесь такова - что стоит считать нормой для себя. Если говорить о том, что в России употребляется 18 литров алкоголя в год на душу населения, то мы против этого. Всемирная Организация Здравоохранения установила уровень, после которого страна может считаться спивающейся - это 8 литров на душу населения. А в России - 18. Это чудовищная цифра, в два раза больше нормы. И это только алкоголь, который находится в продаже, без учета теневого рынка. Но если говорить конкретно об уровне потребления пива, то, например, в прошлом году оно составило 78 литров на душу населения за год. Если подсчитать чистый алкоголь в этом объеме, скажем, по среднему пивному показателю в 5 %, то это получится примерно четыре литра. То есть, доза слабоалкогольных напитков в этих 18 литрах - всего четыре литра. Получается, что две трети употребляемого алкоголя - это крепкий алкоголь и вино - но у вина там тоже довольно маленькое потребление; в основном пьют всё-таки крепкие алкогольные напитки, в том числе водку и крепкие алкогольные продукты. Соответственно, если говорить о том, поддерживаем ли мы антиалкогольную кампанию - да, мы её поддерживаем!

Кстати, если сравнивать со странами Европы, то там потребление пива и слабоалкогольных напитков, наоборот, составляет две трети от общего потребления. Должен произойти перелом этого момента - общее потребление должно упасть, мы это поддерживаем полностью. Более того, должна произойти реструктуризация потребления - а чтобы произошла такая реструктуризация, к этому должно быть готово общество. Социальное окружение должно подтолкнуть человека к тому, чтобы он употреблял пиво только в специальных заведениях. В Европе не принято потреблять пиво на улице. У нас это вроде бы тоже запрещено законом, но эти законы никто не исполняет. Почему, например, ДПС может остановить водителя и сделать ему замечание - и это, разумеется, правильно - но почему тот же ДПС не делает замечаний, когда обыкновенный пешеход употребляет пиво, переходя через дорогу?

Всё наше общество, не только органы власти, должно делать замечания подросткам, употребляющим пиво. Да, мы ограничили продажу пива несовершеннолетним - наша компания выступила с такой инициативой в 2006 году. Это не наш потребитель. У нас проходят рейды «Пивного дозора», во всех торговых точках размещены стикеры «Есть 18? Подтверди!», Но всё равно, я считаю, каждый человек должен взять за руку другого или сделать замечание, если видит, что тот пьёт пиво на улице. Я расскажу пример - я несколько лет назад был в Англии, жил там в семье. И однажды, просто по привычке, купил в магазине пиво, пошёл на пляж и выпил там бутылку пива. А потом рассказал своей хозяйке, что я выпил пиво на пляже. И она сказала - Александр, не делай так больше никогда. У нас так делают только люди, не имеющие собственного места жительства, только они употребляют пиво в общественных местах. То есть, на меня, конечно, не показывали пальцем, но всё равно смотрели странно, как на инопланетянина. Поэтому когда у нас будут смотреть на людей, употребляющих на улице алкоголь, в том числе и слабый, и крепкий, как на инопланетян, тогда, наверное, будет что-то меняться.
Но ведь у нас же, с другой стороны, нет пивных ресторанов. Куда же любителям пива пойти?
Александр Вершинин: В Красноярске действительно, вы правы, нет, но вот в Новосибирске, в Новосибирской области. Но в любом случае - есть же кафе, а кафе подразумевает под собой небольшое употребление алкоголя.
А «Балтика» не планирует открыть пивной ресторан?
Татьяна Ковригина: Пока не планирует, но важно создать все условия для развития культуры потребления алкоголя, поддержки ресторанного бизнеса и улучшения социальных условий. Если все эти факторы сложить вместе, если каждый человек будет социально ответственным, если будем воспитывать подрастающее поколение на своем примере, то, мы сможем пройти единственно возможный путь по борьбе с алкоголизацией, который еще в середине прошлого века с успехом прошли Европейские страны.
В продолжение темы вопрос. Очень часто говорят о «пивном алкоголизме». Есть ли такое понятие?
Татьяна Ковригина: Мы считаем, что отдельного понятия «пивной алкоголизм» нет, есть понятие в общем «алкоголизм». На самом деле, нет разницы, что человек употребляет - вино, водку, коньяк или пиво, он все равно употребляет этиловый спирт.
Один из самых забавных вопросов. По поводу «димедрола в пиве». Добавляется ли что-нибудь такое в пиво, что может вызывать привыкание?
Александр Вершинин: Вопрос очень интересный, но на самом деле, в пиво ничего такого не добавляется. Все, что в него добавляется, написано на этикетке. Никаких веществ психотропного либо наркотического действия там нет. Пиво содержит только натуральные компоненты и полное отсутствие консервантов.
Нашей заявленной темой является ценовая политика. Поэтому следующий вопрос такой. Не будете ли вы пытаться компенсировать убытки, изменяя ингредиенты пива, переходя на более дешевые?
Александр Вершинин: Это не политика нашей компании. На первом месте у нас стоит качество. И не в наших интересах снижать какие-либо затраты, изменяя ингредиенты. Мы покупаем только качественные компоненты, качественный солод и другие составляющие. Не в наших интересах выпускать некачественный продукт и терять потребителя.

Сейчас многих интересует вопрос - не перейдем ли мы на выпуск более дешевого пива в связи с тем, что пивной рынок падает, и потребитель будет переключаться на крепкий алкоголь. Нет, мы этого не планируем. Все сорта, которые выпускались нами традиционно, они останутся. И премиум сорта, и лицензионные сорта, для любителей «Жигулевского», конечно, оно останется.
Сколько сортов пива сегодня выпускает наша «Пикра-Балтика» и сколько сортов привозите в Красноярск?
Александр Вершинин: Мы выпускаем в Красноярске около 22 сорта. В их числе «Балтика 7», «Балтика 3», «Балтика 9», «Кулер», «Кулер Лайм», «Арсенальное крепкое», «Арсенальное традиционное», «Арсенальное классическое», «Купеческое крепкое», «Купеческое классическое», «Купеческое живое», «Туборг» и т.д.

Татьяна Ковригина: Компания Балтика выпускает более 30 пивных брендов и 10 не пивных брендов. Вся линейка представлена на рынке Красноярска и Красноярского края.
И вот как раз вопрос: есть ли отличия «Балтики 7», сваренной в разных городах. Как я понимаю, это самый популярный напиток, который производится на «Балтике».
Александр Вершинин: Вообще отличия нет. «Балтика 7», сваренная в Ростове, Петербурге, Красноярске, Хабаровске одинакова по качеству и физико-химическим показателям. Очень важно для сортопринадлежности пива наличие одинаковых дрожжей. Для «Балтики 7» в каждом регионе используются немецкие дрожжи. Очень важно также иметь одинаковую структуру воды. Каждая площадка имеет водоподготовку, которая готовит воду в соответствии со спецификацией на «Балтику 7».

Кроме того, важно наличие однотипного зернового сырья. Если в Красноярске кладут ячмень определенной солодовни, определенного поставщика. То в Петербурге и Хабаровске пользуются его же услугами. То есть, мы берем те же самые компоненты, задаем их и при соблюдении всех технологических процессов получаем «Балтику 7», однотипную со всеми другими регионами.
То есть, даже дегустаторы не смогут определить разницу?
Александр Вершинин: Нет, никто этого не определит. Вообще, очень интересный вопрос про дегустаторов. Ежемесячно производственная лаборатория закупает в магазине образцы продукции. Существует перечень продукции, дегустация которой проходит ежемесячно в Санкт-Петербурге. Подобная дегустационная комиссия есть и у нас, но там она занимается именно сравнительным анализом производства сортов «Балтики», выпущенных в разных регионах.

Если говорить о лицензионном пиве - «Туборг», «Карлсберг», «Кроненбург», дегустация этих сортов проводится лицензиатами за границей. Могу сказать, что наш «Туборг» ничем не хуже «Туборга», произведенного в Копенгагене или в другой стране. Наш «Туборг» каждый месяц попадает в Копенгаген для дегустации.
Есть у нас вопросы по поводу «Балтики 9». По поводу качества спирта, и не слишком ли его там много?
Александр Вершинин: Если взять бутылку, то на ее этикетке написан состав по убыванию. То есть, все, что в этой бутылке находится, должно декларироваться на этикетке. Вот в «Балтике №9» наличия этилового спирта на этикетке нет. Соответственно, я как специалист этой отрасли подтверждаю, что ни грамма внешнего спирта в этот сорт пива не добавляется. Алкоголь в «Балтике №9» от 8,0 до 8,5, и это алкоголь, полученный путем естественного брожения. Дрожжи могут сами, своим путем получить этот алкоголь. В подтверждение того, что мы не добавляем алкоголь - любое движение спирта регламентируется и контролируется специальными органами, необходима квота на его приобретение, проводятся проверки налоговой инспекцией, и так далее. Мы спирт не покупаем и не задаем дополнительно, мы его получаем путем естественного брожения.
Поступили и противоположные вопросы - про безалкогольное пиво - как вы к нему относитесь и вообще, можно ли это считать пивом?
Александр Вершинин: Если честно, я любитель безалкогольного пива. Может это покажется странным - главный пивовар и пьет безалкогольное пиво. Это происходит потому, что я не представляю свою жизнь без автомобиля, и я ежедневно километров по 80 наезжаю. Но я не представляю какой-нибудь пикник без автомобиля, соответственно, я пью «Балтику №0». Если говорить о технологиях приготовления безалкогольного пива, существует технология замедленного брожения. Добавили дрожжи, при низких температурах, самое главное, чтобы алкоголь не превысил 0,5%. Наша технология отличается тем, что мы берем нормальное пиво, которое уже сбродило, готовое к розливу. Наша задача - забрать из этого пива алкоголь. Пиво пропускается через полунепроницаемую мембрану, алкоголь уходит в одну сторону, а пиво остается и в нем содержание алкоголя не превышает 0,5%.
На ваш взгляд, это пиво не теряет вкусовые качества?
Александр Вершинин: Нет, не теряет. Я повторюсь, что существуют технологии замедленного брожения, иногда безалкогольное пиво в большей степени похоже на сусло, но у нас это реальный продукт, который мы взяли в финале и приготовили безалкогольное пиво.
А планирует вообще «Пикра» поэкспериментировать с рецептурой? Например. Вот сейчас есть пиво со смородиной, с малиной, с брусникой...
Александр Вершинин: Вы знаете, мы прошли этот этап. Раньше, например, было запрещено выпускать много пива. В 90-е годы был определенный план, выше которого работать было нельзя. Когда эта позиция Правительства закончилась, и мы пошли в рынок, соответственно, начались поиски. Мы, как пивовары, выпускали пиво и с аиром, и с баданом, и с можжевельником, и с полынью.

Да, у людей сохранились хорошие ассоциации, потому что это изначально наши русские продукты, на Руси медовуха была изначально близка по содержанию к пиву. Но в любом случае потребление этого продукта ограничено, и мы не можем выпустить, допустим, 10 ящиков этого продукта, потому что кто-то его купит. Минимальная партия - это 10 тыс. ящиков, пива. Поэтому, не факт, что это выпьют. А, кроме того, пиво должно соответствовать европейскому стандарту, мы считаем так.
Еще один очень популярный вопрос. Про безалкогольные напитки. Расскажите о судьбе «Флэша». Нафиг пиво, «Флэш» - настоящий брэнд Красноярска. Планируете ли вы увеличивать производство этого напитка и снова разливать его в литровые бутылки?
Александр Вершинин: Я полностью, согласен, что это бренд Красноярска. Меня это радует, потому что это один из немногих продуктов, который продается по России, и именно выходец из Красноярска. Мы имеем определенного потребителя, которому нравится этот продукт. По поводу литровой бутылки. Стандарт, которым теперь регламентируются энергетические напитки, предписывает, что объем выпуска должен составлять не более 0,5 литра. Поэтому, если мы хотим сохранить «Флэш» и гордиться тем, что это наш красноярский напиток, мы обязаны выпускать его только в пол-литровой либо меньшей упаковке. Литровой бутылки больше не будет. Выпуск прекращен в мае текущего года, на полках он еще имеется, но это последние партии. Согласно законодательству, существует суточная доза потребления подобных напитков. Если не ошибаюсь, она составляет 0,5 литра.
А большая доза уже вредит здоровью?
Александр Вершинин: В нем присутствует - кофеин и таурин. Таурин активизирует работу мозга, кофеин бодрит. В любом случае, злоупотреблять этим нельзя.
Как насчет продвижения бренда по стране? Люди уезжают в Москву и Петербург, оттуда звонят и просят привезти им «Флэш».
Александр Вершинин: Движение бренда есть. Сейчас понемногу в Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, на восток в Иркутскую область. Потихоньку география продаж «Флэша» начинает расширяться.
Поступил вопрос по поводу минеральной воды. Почему «Пикра» ее не выпускает и не входит ли в ваши планы возобновление выпуска?
Александр Вершинин: В настоящий момент наш филиал ее не выпускает. Одна из проблем нашей компании - ограниченность территории. Мы находимся в жилом массиве. В 60-х годах, когда строилась наша площадка, никто не думал, что предприятие дойдет до уровня мирового масштаба, и не думал о продажах в соседних регионах. У нас нет подъездных путей, еще много трудностей. Каждый клочок земли на нашей территории учтен и нам необходим. Мы прекратили выпуск минеральной воды около двух лет назад, получилось, что потребление минеральной воды стало падать, а держать линию, чтобы она выпускала продукцию «в час по чайной ложке» не имеет смысла. Реально продукт стал нерентабельным. Про планы я не могу вам рассказать, потому что это коммерческая тайна.
Если говорить в целом о линейке безалкогольных напитков, будет ли она как-то изменяться в нынешних условиях?
Александр Вершинин: Мы сохранили линейку безалкогольных напитков. Единственное, что напитки претерпели изменения в названии. В связи с тем, что мы крупная компания, и на крупную компанию легче всего подать в суд за использование каких-то брендов. Мы ушли от бренда «Буратино», «Лимонный стиль». Мы смотрим на шаг вперед, ведь в любое время владелец бренда, пусть это будет тот же завод из «советских времен», для которого НИИ разработал рецептуру, рано или поздно может сказать: «почему Балтика выпускает этот бренд и не платит мне в карман ни копейки». То есть мы сделали это на шаг вперед, чтобы состав и вкусовые качества не претерпели изменения. Этикетка тоже не изменилась, изменилось только наименование нашей безалкогольной продукции.
И кем стал «Буратино»?
Александр Вершинин: «Зуммером». Появилась линейка «Зуммер». Зуммер-лимонный вихрь, Зуммер со вкусом лимон и просто Зуммер.
Кинотеатр «Пикра» имеет с Балтикой какие-то отношения?
Татьяна Ковригина: На сегодняшний день кинотеатр «Пикра» принадлежит независимому юридическому лицу, не имеющему к компании «Балтика» никакого отношения.
Давайте вернемся к акцизам, чтобы эта тема у нас была окончательно закрыта. Мы говорили о том, что повышение будет в три раза. А какая цифра на ваш взгляд будет оптимальной? Должно ли вообще быть это повышение?
Татьяна Ковригина: повышение конечно должно быть. Но не только на пиво, но и на крепкий алкоголь. Мы эту тему сегодня неоднократно затрагивали. По нашему мнению индексирование акцизной ставки должно соответствовать уровню инфляции в нашей стране.
Если бутылка пива подорожает, переключится ли население на крепкий алкоголь?
Александр Вершинин: В любом случае потребитель останется. Человек, который любил пиво, никогда не будет пить водку. Поэтому какой-то потребитель останется. Но какая основная проблема на настоящий момент у нас в России - то что, в городе люди более-менее заняты, занимаются трудом, работают. Количество безработных в городе не так велико.

Чем занимается наша деревня? Деревня, образно, это сельское хозяйство и леспромхозы. Леспромхозы вымерли полностью. То есть люди, которые работали в этих леспромхозах, привязаны к своему месту жительства. Они имеют свои дома, в городе у них нет ни квартир, ничего. То есть им остается что - доживать свои последние деньки в леспромхозе, который не работает. Производства нет никакого, люди ведут натуральное хозяйство. Вот в этом месте происходит употребление нелегального алкоголя. То есть именно в деревнях люди потихонечку спиваются, потому что им нечего делать.

Когда человек занят чем-то у него нет такой потребности в употреблении алкоголя. Раньше всегда было, что только по праздникам употреблялся алкоголь. А сейчас с праздником и без праздника. Проезжаешь на машине очень часто по деревне, видишь, что молодые люди уже с самого утра с бутылкой водки и достаточно пьяны. Только лишь от того что им не надо никуда идти, не надо ничего делать. Основная задача прожить этот день и прожить его «счастливо». Поэтому человек расслабляется, и жизнь таких людей ограничена. Происходит увеличение смертности. Пока люди, которые живут в деревнях, не будут чем-то заняты, может как в древнем Риме, чтобы там не было безработицы, таскали камни с места на место и им давали за это похлебку, они были заняты. В любом случае мы чем-то должны нашу деревню занять.

В нашей отрасли работает 52 тыс. человек. По состоянию на 2008 год. В смежных отраслях работают 600 тыс. человек. Они для нас выращивают ячмень. Это по России. Фактически мы выпуском пива даем работу еще 600 тыс. человек. У нас существует фирма «Агропроект», в частности на Балтике, которая ездит по нашим сельским хозяйствам и предлагает свои услуги. Мы, например, даем посевной материал. То есть какие-то финансовые отношения имеются. Чтобы летом они возделывали его, а осенью мы хотим забрать урожай себе, купить его. Таким образом, миллион триста гектаров земли засеяно под пивоваренный ячмень. Мы пытаемся, работая сами, поддерживать наше сельское хозяйство.

Кроме того, стекольная промышленность, алюминиевый бизнес. 70% стеклобутылки, произведенной в России, идет в пивоваренную отрасль, также около 80% алюминиевых банок. С нами ряд смежных областей. Если будет падение продаж, то падение в смежных областях тоже последует. А падение продаж уже есть.
Раз уж заговорили про бутылки и банки. Есть между ними разница? Извечный вопрос.
Александр Вершинин: Конечно форма.
А кроме формы? На качество пива как-то влияет?
Александр Вершинин: Вопрос интересный и всегда потребитель спрашивает именно это. У каждого вида тары имеются свои преимущества и недостатки. Стекло очень инертный материал. Это положительно. Отрицательные - бьется, тяжелое, еще пропускает свет. Что у банки хорошего - банка легкая, не пропускает свет, быстро охлаждается, банку можно смять, т.е. занимает меньше места в мусорном ведре. Если наливать в стаканы пиво из бутылки или из банки - потребитель разницу не определит. Но если пить пиво из самой банки, то соприкосновение губ с частичками алюминия вызывает различные реакции. У кого-то появляется кислинка, у кого-то еще что-то. Зависит от индивидуальных особенностей организма.
У вас нет любви к какому-то виду?

Александр Вершинин: Я пью пиво из стеклянной бутылки.
А почему нет пластиковых маленьких бутылок с пивом?
Александр Вершинин: Я скажу, почему пиво наливается в большие пластиковые бутылки? Чем больше бутылка, тем меньше себестоимость этого продукта. Если сравнивать бутылку 0,5 и 2,5 литра, соответственно больше входит в одну бутылку. Стоимость упаковки удельна в соотношении с налитым пивом, чем больше упаковка, тем стоимость этой упаковки меньше. Когда потребитель берет, то хочет получить продукт, а не упаковку. Основной потребитель. Есть, конечно, гурманы, которые готовы покупать пиво за упаковку. Продавая пиво в маленькой полиэтиленовой бутылке, оно будет стоить также как и в стеклянной. Поэтому это немножко неправильно.
Мы с вами затронули тему контрафакта и я хотела бы задать такой вопрос: попадались ли вам какие-нибудь некачественные партии, подделки пива Балтика? И если человек обнаруживает, что это некачественный продукт, то как он может сообщить об этом в вашу компанию?
Татьяна Ковригина: На самом деле на сегодняшний день у нас таких фактов не было обнаружено. Подделать пиво практически невозможно. У нас в компании есть телефон качества, (812) 325-9-325, который указан на этикетке. В любой момент потребитель может позвонить и высказать свои пожелания или претензии в адрес компании, продукции.

Александр Вершинин: Ни один звонок не останется без внимания.
Какая доза пива является безопасной для взрослого человека? Сколько можно выпить и не бояться?
Александр Вершинин: существует много мнений по этому поводу. Если пиво пить в качестве источника бодрости и каких-то витаминов, то 1-2 бутылки пива в зависимости от алкоголя - это даже полезно. Но опять же это зависит и от веса человека. В любом случае, больше чем 1-2 бутылки пива употреблять... все-таки это источник алкоголя и человек может получить опьянение.

Многие эксперты говорят: пиво можно пить до того момента, пока вы не получите опьянение. У каждого человека своя норма в зависимости от индивидуальных особенностей организма . Если говорить об этиловом спирте, сколько его находится в одной бутылке, то в одной 0,5 бутылке пива если переводить на чистый спирт, то там находится порядка 20 мл чистого спирта, полученного путем естественного брожения. Поэтому употребляя 2 бутылки пива, 40 мл чистого спирта человек выпьет. Это более-менее безопасная доза, скажем так. Но больше пить не рекомендуется.
Мы говорим о взрослом, здоровом человеке...
Александр Вершинин: конечно, о взрослом, здоровом человеке. Потому что ни в коем случае ни подросткам, ни беременным женщинам это употреблять нельзя! Могут пойти необратимые последствия. У подростков может возникнуть эффект зависимости, женщина может не сохранить плод - последствия непредсказуемы.
Какие еще меры вы будете предпринимать в борьбе с идеей увеличить акцизы, будете ли обращаться к властям за поддержкой? Или вы надеетесь, что в Госдуме эта тема как-то сама по себе утихнет?
Александр Вершинин: В любом случае мы пытаемся идти на переговоры. Были направлены письма от союза российских пивоваров. Союз российских пивоваров - это вообще единение всех пивоварен России. Направлено письмо в правительство. Мы ждем ответа и надеемся, что ответ будет официальный и решение будет принято правильно в отношении пивоваренной отрасли.
Спасибо за ответы. На этом наша конференция закончена.
Спасибо.
Александр Вершинин
Александр Вершинин
Заместитель директора филиала "Балтика-Пикра"
Татьяна Ковригина
Татьяна Ковригина
Специалист по связям с общественностью филиала "Балтика-Пикра"