Экологическая модернизация КрАЗ

"Мы разработали и уже второй год выполняем программу модернизации КрАЗа, которая как раз и направлена на решение экологических проблем. В прошлом году мы установили одну сухую зачистку. В этом году мы поочередно запускаем, начиная с этого месяца четыре «сухих» газоочистки. Параллельно мы заключили контракт еще на 12 французских газоочисток.

Совместно с компанией «Астрон» мы создали инженерную группу, которая разрабатывает новые современные решения. Кроме того, сейчас при загрузке сырья приходится вскрывать электролизеры, разгерметизировать их, прежде, чем загрузить сырье. Это происходит несколько раз в сутки. Мы разработали новую систему питания сырьем, которую опробировали в Красноярске и сейчас уже запустили в серию. Этими системами автоматической подачи глинозема уже оснащены три из двадцати двух корпусов КрАЗа. До конца года большая часть завода будет оснащена ими. Третье направление, которое мы развиваем в области экологии – переход на более экологически чистые аноды. Это должно существенно снизить вредные компоненты. На сегодняшний день всё технически готово. Но мы не останавливаемся на этом. У нас десятки, миллионы рублей тратятся на исследования. Это всё выполняется на территории Красноярского алюминиевого завода, где мы создаем технологию будущего", - сообщил Виктор Манн во время конференции.

Вопросы и ответы

Добрый день, дамы и господа, коллеги! Начинаем нашу интернет-конференцию с генеральным директором Инженерно-технологического центра компании РУСАЛ Виктором Христьяновичем Манном. В настоящее время компания РУСАЛ силами Инженерно-технологического центра осуществляет экологическую модернизацию Красноярского алюминиевого завода и реализует проект «Организация производства», предусматривающий перенос западных производств на территорию Сибири. Инженерно-технологический центр является своего рода «мозгом» компании РУСАЛ. Как отмечают сами специалисты РУСАЛа, этот проект позволит обеспечить реальные рабочие места, инвестиции и налоговые поступления в край. Поэтому мы предложили для обсуждения, на наш взгляд, вполне логично, следующие темы: экологическая модернизация КРАЗа, новые научно-инженерные разработки Центра, стратегические планы компании РУСАЛ в сибирском регионе.
Интернет-конференция транслируется в режиме реального времени, а видео-, аудиозапись и стенограмма будут размещены на сайте online.newslab.ru. Присутствующие здесь журналисты имеют возможность задать свои вопросы Виктору Христьяновичу лично, а пользователи сети смогут присоединиться к нашему разговору в любой момент. Предлагаю следующий порядок дискуссии: два вопроса из Интернета, уже поступивших и размещенных на сайте, один вопрос из зала. За собой, как за ведущим, я оставляю право уточнять вопросы, поступившие из сети.

Первый вопрос.

Чем конкретно занимается Инженерно-технологический центр?
ИТЦ - это самостоятельное подразделение РУСАЛа, имеющее обособленные подразделения в Саяногорске, Братске, Новокузнецке, Санкт-Петербурге. В Москве совместно с МГУ создается Лаборатория. Центральный офис находится в Красноярске. Основное направление нашей деятельности - это техническое развитие алюминиевых заводов, алюминиевой промышленности. Мы занимаемся всем спектром задач в этой области, выполняем все исследования по алюминиевому управлению, сосредоточенному у нас, выполняем разработку экономических обоснований, программ развития, осуществляем предварительную детальную инженерию, в том числе, разработку проектной документации и проводим модернизацию алюминиевых заводов.
Вопрос встречный, логично вытекающий из Вашего ответа: Почему Центр располагается в Красноярске, а не в Москве или Братске?
Так сложилось, что 70 процентов всей алюминиевой промышленности России сосредоточено на относительно небольшой площади вокруг Красноярска. На западе - Новокузнецк, на юге - Саяногорск, на северо-востоке - Братск, и в центре - собственно Красноярский алюминиевый завод. Инженерно-технологический центр создавался из научно-технологических подразделений или управлений алюминиевых заводов. Плюс к этому здесь сконцентрирован потенциал людей, серьезный ученых, инженеров местных вузов, например, Университета цветных металлов. Ученые Москвы, Санкт-Петербурга тоже работают здесь, с нами. И западные специалисты приехали и работают здесь.
Вопрос из зала: Хотелось бы узнать, каким образом тот проект, что вы замыслили, будет способствовать привлечению инвестиций в край?
Само расположение центрального офиса в Красноярске уже значит, что все торговые операции происходят здесь в Красноярске. Всё оборудование тоже расположено здесь. Более того, мы привлекаем западные компании, чтобы они развивали здесь свое производство. Таким образом, основная масса инвестиций реализуется здесь в Красноярске.

С. Попов: Логично добавить, что это за проект «Организация производства».
Корреспондент: - Да, что из себя представляет проект?
Как я уже говорил, мы ведем по всем заводам модернизацию. В этом году, например, наш бюджет, которым мы управляем, составил более четверти миллиарда долларов. Из них в этом году, большая часть попадает на Красноярский алюминиевый завод. На нем происходит самая мощная экологическая модернизация. Вот под эти инвестиции, не только Красноярского алюминиевого завода, но и под другие алюминиевые заводы, потому что, например, в следующие годы там инвестиций будет больше, привлекаются западные компании. Мы привлекаем их не потому, что хотим, чтобы они здесь были. Просто оборудование не производится в России, и тем более, здесь в Красноярске, мы его покупаем за рубежом. Перенос производства удешевляет стоимость для нас. Для города, для края - это новые налоговые поступления. Очень интересный проект.
А можно назвать какие-то конкретные цифры по налогам, по инвестициям, рабочим местам?

Вопрос из зала: Какие суммы тратит РУСАЛ на модернизацию своих заводов?
В прошлом году было освоено порядка 70 миллионов долларов. В частности, в Красноярском крае около 50-60 миллионов долларов. В этом году мы нарастили объем - уже более четверти миллиарда долларов, а по Красноярску - почти 150. Это то, что реально реализуется уже сегодня.
Что делает Инженерно-технологический центр, чтобы минимизировать выбросы КрАЗа? Вы что-нибудь уже придумали?
Во-первых, мы разработали и уже второй год выполняем программу модернизации КрАЗа, которая как раз и направлена на решение экологических проблем. В прошлом году мы установили одну сухую зачистку. В этом году мы поочередно запускаем, начиная с этого месяца четыре «сухих» газоочистки. Параллельно мы заключили контракт еще на 12 французских газоочисток. Совместно с компанией «Астрон» мы создали инженерную группу, которая разрабатывает новые современные решения. Кроме того, сейчас при загрузке сырья приходится вскрывать электролизеры, разгерметизировать их, прежде, чем загрузить сырье. Это происходит несколько раз в сутки. Мы разработали новую систему питания сырьем, которую опробировали в Красноярске и сейчас уже запустили в серию. Этими системами автоматической подачи глинозема уже оснащены три из двадцати двух корпусов КрАЗа. До конца года большая часть завода будет оснащена ими.

Третье направление, которое мы развиваем в области экологии - переход на более экологически чистые аноды. Это должно существенно снизить вредные компоненты. На сегодняшний день всё технически готово. Но мы не останавливаемся на этом. У нас десятки, миллионы рублей тратятся на исследования. Это всё выполняется на территории Красноярского алюминиевого завода, где мы создаем технологию будущего. Мы ее назвали «Экологически чистая технология Содерберга» и уже достигли определенных успехов. Это технология используется в основном на КрАЗе. Но мы продолжаем новые разработки, уже есть первые успехи: сейчас мы испытываем новые горелочные устройства, новые укрытия. Мы привлекли много известных ученых нашей страны с мировым именем. Для этих целей открываем совместно с МГУ лабораторию, в работе которой внимание будет сосредоточено именно на экологических проблемах. На модернизацию, коренное улучшение состояния существующей базовой технологии направлены сумасшедшие деньги.
Можно ли сказать, что на два следующих вопроса: Когда КрАЗ перестанет дымить на город? И, значит ли это, что у «зеленых» не будет больше претензий к КрАЗу, Вы уже ответили?
Программа модернизации КрАЗа заканчивается в 2008 году. На модернизацию выделен бюджет в 270 миллионов долларов.
Вопрос из зала: Можно ли сделать производство алюминия экологически чистым?
Вопрос из зала: Можно ли сделать производство алюминия экологически чистым?
Другие заводы ведут параллельно такие же разработки?
Конкуренты есть.
Почему на КрАЗе до сих пор используется старая система самообжига анодов? Что вы собираетесь с ней делать?
Мы запускаем и новые технологии, например, в Саяногорске. Что касается самообжигающегося анода, то это конечно не суперсовременная технология, она была взята в начале 60-х. Но сегодня мы открыли новое направление исследований. И теперь уже не считаем эту технологию устаревшей.
Насколько оправдано выделение ИТЦ в самостоятельную структуру и вышел ли он на самодостаточную орбиту?
Я уже сказал, что большая часть сотрудников пришла в ИТЦ из научно-технологических подразделений заводов. Отдельно взятый завод не может себе позволить вести глобальные инженерные разработки. В рамках Компании мы вышли на передовые технологии, объединив, взяв лучшее. Тем самым мы собрали «в кулак» все наши силы.
Сколько сотрудников в штате центра?
Наш штат колеблется в зависимости от количества проектов. Постоянно в штате около 300 человек.
Базируясь в Красноярске, ИТЦ больше внимания, видимо, уделяет КрАЗу. Модернизация заводов в Братске, Саяногорске и других городах проходит силами подрядчиков, действия которых издалека сложно контролировать. Так ли это?
Мы имеем свои подразделения в каждом из перечисленных городов, которые и ведут работу с подрядчиками. Более того, главное отделение есть здесь в Красноярске, и все поставки оборудования проходят через центр. Поэтому этот вопрос контролируется. В настоящий момент мы разрабатываем две программы модернизации для Братского и Новокузнецкого алюминиевого заводов, и через два-три года эти города будут в центре нашего внимания.
Будет ли РУСАЛ строить новые заводы, в том числе в крае?
Сейчас идет строительство Хакасского алюминиевого завода. Что касается края, то он сегодня имеет ограничение по электроэнергии и говорить о серьезных проектах, пока не урегулирована эта проблема, не имеет смысла. Как только все будет решено, мы выступим с таким предложением.
Какие у вас инвестиции?
У нас есть длительные инвестиции, на поддержку направлений, на поддержку заводов. Есть то, что складывается в годовые бюджетные инвестиции.
Сколько в годовом бюджете этого года?
Несколько сот миллионов долларов на исследования и примерно четверть миллиарда - на модернизацию алюминиевых заводов РУСАЛа.
Были вопросы, связанные с переносом западных производств. Значит ли это, что там будут работать только западные специалисты?
У нас в Красноярске уже работает несколько иностранных фирм. Конечно, пока в них больше западных специалистов. Постепенно они будут замещаться нашими сотрудниками.
Где вы набираете специалистов? И кто пользуется разработками вашего центра?
В основном, мы нацелены на компанию РУСАЛ, мы сосредоточены, сфокусированы на проблемах нашей компании. В отношении специалистов сотрудничаем с Университетом цветных металлов, с Техническим университетом, МГУ, Питерским университетом.
Зачем привлекать западные компании? Неужели нельзя обойтись силами местных?
Для этого они привлекаются, чтобы организовать силы местных.
Самое главное достижение ИТЦ за период его работы? Чем гордитесь?
Гордимся созданием технологии мирового уровня. Мы вошли в тройку владельцев собственной технологии производства алюминия. Это большое наше достижение. Также мы увеличили производство алюминия на наших заводах. Мы разработали серьезные программы экологической направленности и выполняем их.
Все заводы, которые будет строить РУСАЛ, будут сразу «экологически чистыми»?
Всё лучшее, что есть в мире на сегодняшний день, будет установлено на новых заводах.
Что для рабочих КрАЗа означает ваша экологическая модернизация?
В корпусе будет дышать легче.
Кого вы берете на работу? Есть ли у студентов шанс?
Да, мы много кого берем. И на практике у нас сейчас находятся студенты.
Берете «светлые головы»?
Конечно.
Какая в ИТЦ зарплата?
У нас есть молодые сотрудники и ученые с мировыми именами, управленцы высокой квалификации. На ИТЦ сейчас работает 4 технических директора, ученые, известные в России и в мире. Поэтому зарплаты от 10 тысяч рублей до ста тысяч рублей и выше.
Чем удерживаете своих сотрудников, кроме высокой зарплаты?
Мы стареемся прорисовывать их будущее. Это важно для человека. Что будет через год, два, три. Мы не замыкаемся в себе. Сотрудники имеют возможность посещать большинство конференций. Кстати, сейчас е наблюдается даже небольшое снижение уровня конференций в США. А у нас, наоборот, повышение уровня. У нас специалисты из США работают. Наши люди учатся на международных курсах, естественно овладевают иностранными языками. Ездят учиться на курсы в США, Европу. Это заинтересовывает. У нас очень интересная работа.
Сами чем увлекаетесь, кроме научных разработок?
Мое увлечение - спорт, путешествия. Люблю книги читать. Но всё меньше и меньше времени.
Вас лично в зарубежные компании работать не зовут?
За мою жизнь было несколько предложений.
Имеет ли проект по переносу западных производств аналоги в российском промышленном секторе?
Не знаю, может быть.
Вы делаете модели нового оборудования для заводов. Есть ли зарубежные аналоги?
Отличие существенное. Мы не можем повторять то, что сделано на западе. Наши новые разработки отличаются другим подходом. Но это совершенно отдельная тема.
Что было до ИТЦ? Где концентрировались «мозги» РУСАЛа? Была ли какая-то структура с аналогичными функциями?
Когда-то давно были мощные вузы, некоторые и сейчас сохранились. За 90-е гг. произошло «вымывание» лучших специалистов. Какое-то время технологией занимались сами заводы.
Почему в руководящем звене РУСАЛа так много иностранцев?
На последней конференции глава компании отметил, что мы расширились, разработали новые направления деятельности, построили новые органы, которые надо возглавить. Поэтому, наоборот - у нас больше российских специалистов.
Модернизация, которая сейчас происходит, она как-то отразится на качестве продукции?
Модернизация и работа над качеством - это разные проекты. На качество тоже тратятся десятки миллионов долларов. Есть серьезная программа по сплавам. Одна из стратегических целей РУСАЛа - увеличение доли сплавов в общем объеме продукции до 50%.
За границей заинтересованы покупать эти сплавы?
Заинтересованы.
Виктор Манн
Виктор Манн
Генеральный директор Инженерно-технологического центра компании РУСАЛ