Newslab.ru Новости Афиша ТВ Территория

Профессиональное образование в Красноярском крае

Значительная часть вопросов, заданных во время конференции, касалась высшего образования.  Отвечая на вопрос о причинах сокращения количества бюджетных мест, начальник отдела непрерывного образования Андрей Иптышев сообщил, что эта тенденция касается всех российских регионов, однако Красноярский край на общем фоне выглядит достойно.

«В этом году в СФУ количество бюджетных мест, напротив, выросло, – заявил Иптышев. – Их стало на сто больше, а получить их сложнее, видимо, из-за высокого конкурса на ту или иную специальность». По его словам, Красноярский край занимает одно из лидирующих мест в Сибирском округе по количеству бюджетных мест в вузах.

Вопросы и ответы

Мы начинаем online-конференцию со специалистами агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края. Мы находимся в конференц-зале информационно-аналитического агентства «Красноярское информбюро». Сегодня у нас в гостях заместитель руководителя агентства Владимир Николаевич Кулаков, начальник отдела непрерывного образования Андрей Анатольевич Иптышев и начальник отдела начального и среднего профессионального образования Людмила Викторовна Казакова.

Темой online-конференции станет профессиональное образование региона, и посвящена она неделе профобразования, которая сейчас проходит в Красноярском крае. В адрес конференции поступило более 100 вопросов, на большинство из которых в течение часа будут отвечать наши гости. Напомним, что конференция транслируется в режиме реального на сайте www.online.newslab.ru. Стенограмма конференции будет доступна сегодня Интернет-пользователям в течение дня. Итак, если вы не возражаете, мы начинаем. Елена, выпускница педколледжа: в педагогическом колледже действует система так называемого непрерывного образования. Как показала практика, эта система очень эффективна. Не кажется ли вам, что пора давать возможность попасть студентам из колледжей в вузы во всех среднеспециальных учебных заведениях? Ведь ценится сейчас только высшее образование, а выпускники колледжа имеют мало шансов получить престижную работу?
Владимир Кулаков: Да, действительно система непрерывного образования очень эффективна, ибо выпускник среднего профессионального учебного заведения может по укороченной программе получить высшее образование. Такая система у нас есть не только в педколледже и педуниверситете, такая система есть в Сибирском государственном технологическом университете, в аграрном университете, в торгово-экономическом институте. Так что возможность получить образование выпускнику среднеспециального учебного заведения в наших учебных заведениях есть.
Борис, Красноярск: Кто сейчас учится в различных профессиональных учебных заведениях - это всё тот же контингент, который раньше слегка насмешливо называли "пэтэушниками", или с тех пор, когда туда шли те, кому не хватило сообразительности устроиться в высшие учебные заведения, ситуация в корне изменилась?
Людмила Казакова: считаю, что это вопрос как раз из прошлого. Я бы не называла этих детей именно так. Наоборот, они прекрасно представляют себе, как именно они собираются жить в будущем. Они думают о своей профессии, о своем профессиональном становлении. Я бы их назвала самостоятельными ребятами. Ну а с точки зрения контингента, насколько он сейчас изменился, я хочу сказать, что уже в этом году мы на тысячу человек увеличили прием одиннадцатиклассников. Это ребята, которые понимают, что профессия сейчас очень важна для самоопределения в этой жизни. С другой стороны, благодаря тому, что сейчас в крае разворачивается огромная программа развития профессионального образования, идет оснащение наших учреждений, привлекаются мастера прямо с производства, всё это приводит к тому, что к нам приходят ребята, четко понимающие чего они хотят, и где они будут работать.
Вопрос от студента профучилища. Сергей из Красноярска: Я учусь в профучилище, год остался. Могу потом работать сварщиком, но не очень хочется. Хочу сразу быть мастером, чтобы руководить! Подскажите дельные советы, как мне быть.
Кулаков: Самый дельный совет - это продолжать обучение: получать либо среднее, либо высшее профессиональное образование. Чтобы быть руководителем, надо много знать и уметь, но быть сварщиком, я хочу сказать, это не так и плохо. Это высокооплачиваемая профессия, которая востребована в любом уголке нашего края или вообще в нашей России.
Сколько денег сейчас нужно, чтобы получить профессиональное образование? Или оно бесплатно?
Тут надо делить по уровням образования! Потому что ясно, что есть высшее образование, начальное и среднее. Если мы говорим о высшем образовании, то у нас.. ну, будем так говорить, цены на платное обучение раза в 2-3 ниже чем например в тех же московских вузах, но в среднем составляет где-то от 20-25 тысяч рублей за год в негосударственных учебных заведениях, ну и 90 тысяч на очень престижных специальностях, таких как юридические. Но хочу сказать что у нас есть норма - Конституция и закон о образовании, то есть гарантируется получение высшего образования и вообще профессионального образования бесплатно на конкурсной основе, и есть норма, у нас не может быть меньше 170 бюджетных мест на 10 тыс. населения. И эта норма федеральная у нас в крае выполняется, даже больше.
Вячеслав из Красноярска спрашивает: После окончания ПТУ стандартно возникает вопрос - куда пойти работать? Но в любой организации требуется опыт хотя бы от года. А теперь, внимание, вопрос: Почему ПТУ, обещающие трудоустройство, не выполняют своих обещаний!

Ну, тут, видимо, надо пояснить, кто выполняет, кто не выполняет, и куда надо пойти.
Кулаков: Значит, по трудоустройству - надо сказать, что у нас среди выпускников начального профессионального образования только 8% имеют так называемое свободное трудоустройство. Остальные наши выпускники либо трудоустроены, либо продолжают обучение в среднем или высшем учебном заведении. Нетрудоустроенных у нас, если по нашим выпускникам смотреть, то можно сказать по профессиям - это продавцы, повара, из сферы обслуживания в основном. А очень востребованы у нас все профессии, что связаны с промышленностью, строительством.

Казакова: В принципе, каждому ребёнку предоставляется рабочее место. Все эти, как сказал Владимир Николаевич, 8%, откуда - кто-то может быть не согласен с условиями работы, у них, вполне возможно, в планах более престижное место, которое их больше устроит. Поэтому - ни один ребёнок не остается неохваченным. Ну, а тенденции, которые есть в системе, о том, что мы сейчас как раз приводим в соответствие потребностям, которые есть на рынке труда, и подготавливаем соответствующие профессии. Возьмём простой пример - если мы возьмём портных, которым на самом деле сложно трудоустроиться, то при кадровой потребности в 230 человек мы выпускали 500, и конечно, этим ребятам было сложно устроиться. Сейчас наша основная линия - привести в соответствие потребности рынка труда и выпускаемые профессии. Поэтому те профессии, которые сейчас не востребованы, и в перспективе пока не видят своего улучшения - их мы заменяем на те профессии, которые сейчас и на инвестпроектах, и в ведущих отраслях, и в промышленности более востребованы. Думаю, что проблем с трудоустройством у наших детей на ближайшую перспективу не будет.

Как раз очень много вопросов на этот счёт поступило. Вот, в частности, Мария спрашивает : «Скажите, кто сейчас больше краю нужен - юристы, бухгалтера и прочие "умные" профессии, или же работяги - сварщики, строители и пр. И кто будет больше нужен в перспективе?». Видимо, девушка определяется, хочет знать, куда ей пойти. Вы можете однозначно на этот вопрос ответить, потому что вопросов пять или шесть на эту тему точно есть?
Казакова: Ну тогда я, наверное, начну. Как раз по потребностям - вот что я сейчас говорила про портных, то же самое у нас сейчас по сельскому хозяйству, шло серьёзное перепроизводство. Но в целом - в целом мы сейчас готовим кадры для экономики края, и если сейчас есть ориентация на строительство, то есть, вы знаете эти большие проекты, которые идут до 2010-2012 года, и сюда требуются все представители строительных профессий. Сюда же требуются и мастера общестроительных работ, и электромонтеры-электрослесари, сварщики высокой квалификации, водители большегрузных машин, машинисты экскаваторов - это как раз все те профессии, которые обеспечивают строительство. Дальше, когда с 12-го года пойдёт эксплуатация, мы будем думать, и уже сейчас думаем, как мы будем переквалифицировать тех же людей, тех же бетонщиков, которые были на строительстве этой плотины, чтобы они могли перейти уже из разряда строительного в эксплутационный.
То есть, всё, что связано с инвестпроектами в первую очередь?
Казакова: Да, таковы приоритеты края.

Кулаков: Да, перед нами сейчас стоит задача подготовить тридцать тысяч квалифицированных рабочих кадров для инвестпроектов.

Дядя Толя спрашивает: какие вообще перспективы сегодня есть у человека, окончившего профессиональное учебное заведение? Вот выучился он, скажем, на водителя троллейбуса - и что дальше, есть у него возможность сделать карьеру, или он так и будет до пенсии на троллейбусе гонять?

Владимир Кулаков: Интересный вопрос. Если дядя Толя поставит перед собой задачу сделать карьеру, то он должен продолжать свое образование. Но я хочу сказать, что неплохо быть и водителем троллейбуса.

Людмила Казакова: Что касается других профессий, то на нашей базе развернута подготовка бригадиров. Как раз что касается подготовки специальностей среднего звена, то есть возможность получения непрерывного образования, потом высшего образования и последующего роста.

Генри Форд, Красноярск: А мне кажется, что сформировать у общественности представление об эффективности и престижности профобразования, можно только отменив существующую практику, когда место чиновника не может занимать человек без высшего образования. Вопрос такой - можете ли вы назвать известных людей, закончивших ПТУ, и как относитесь к тому, что во власти будут выпускники профессиональных и среднетехнических образовательных учреждений?
Людмила Казакова: Если я правильно понимаю, то депутатом ЗС может стать человек и без высшего образования, тут нет никаких ограничений.

Владимир Кулаков:
Статистика говорит нам о том, что объем информации в мире удваивается раз в десять лет. Поэтому проблема заключается в том, что для того, чтобы занимать руководящие должности, нужно уметь работать с данными, владеть знаниями научной обработки информации, и так далее. Поэтому мне кажется, что этот вопрос не совсем корректен.

Андрей Иптышев: По поводу известных выпускников учреждений профобразования - например, Виктор Астафьев закончил наше заведение железнодорожного профиля, конструктор Сергей Королев, Виктор Алексеев - тренер российской сборной по вольной борьбе. Наши краевые - бывший начальник управления начального профобразования Анатолий Иванович Таюрский, он окончил профучилище №22, стал академиком.
Вопрос: простой трудяга может выбиться куда-то, если он будет работать?
Иптышев: Нет, выбиться он может, просто, конечно, необходимы знания определенные для того, чтобы какие-то там занимать руководящие посты. (Улыбается)

Кулаков: Задел нужен.

Иптышев:
Конечно.


Спасибо. Юля из Красноярска: Какое сейчас соотношение «теория-практика» в обучении и возможно ли перестроить учебные программы, отдавая приоритет практическим знаниям? Может быть, сделать какие-то специальные школы практического профессионального обучения при вузах или техникумах?
Иптышев: На сегодняшний день, вот, в среднем если брать по вузам, где был анализ по, допустим, Сибирскому Федеральному Университету, то есть, анализировать учебно-юридические комплексы, то где-то 35% - это теоретическая подготовка, лекционная, да? И, соответственно, 65% - это лабораторные, семинарские и практические занятия. Это первый момент, ну и второй момент, который мы обговорим, то есть, вот мы сегодня говорим о том, что тот же у нас Сибирский Федеральный Университет - это как раз вот мы ее и планируем как модель нового вуза, который будет более тесно работать, скажем так, с бизнесом, с наукой, как бы, более практической такой отраслью. Ну а по постоянному образованию, думаю, коллеги могут сказать. Там, я так думаю, еще больше практико-ориентированное обучение.

Казакова: Сейчас основное, это как раз видится - наращивание, и нам работодатели говорят: «Да, профессиональные навыки должны быть на высоком уровне,» - поэтому мы переходим на новый уровень обучения. Это что значит? Это значит: ты два часа отсидел, выслушал лекцию, обсудили, и тут же, тут же прямо сразу вышел на практику и отработал, закрепил эти навыки. Такая вот модель.

На сколько современное университетское образование готовит специалистов к реалиям будущей работы? По своему опыту могу сказать, что пригодился в жизни мне минимум из получаемого и выученного за 5 лет, а большую часть нужных знаний получала, занимаясь самообразованием. Вот такой вот вопрос о практике!
Данная проблема действительно имеет место. Это отмечается многими политиками и учеными - современное высшее профессиональное образование требует, будем так, говорить реформирования. Оно и идет, мы уже говорили о СФУ, именно в рамках национального проекта «Образование» - это модель нового вуза, их два всего в России сейчас. И в будущем мы видим, у нас уже есть примеры, допустим, в частности бывший университет цветных металлов и золота - у них корпоративный университетом с «РУСАЛом», в рамках которого люди получают навыки, профессиональные стандарты, которые необходимы, чтобы работать в этой корпорации. Это вот один пример, да?

Кроме того, чтобы проблему системно решать, нужна интеграция образования и науки - раз, и наверное образования науки и промышленности - два. То есть на сегодняшний день, и разработка стандартов третьего поколения государственных идет в направлении как раз участия работодателей в оценки квалификации выпускников и соответственно части их становления скажем так и развития учебных заведений.
Михаил: Могу ли я одновременно получать профобразование и работать? Сейчас у меня нет никакой профессии, и я занимаюсь монтажом рекламных щитов, чтобы обеспечить более-менее сносное проживание себе и подруге. Посоветуйте мне, куда я могу поступить, учитывая, что денег у меня нет, и мне надо бы и учиться, и работать. Вечная проблема.
Кулаков: Ну, у нас есть в учебных заведениях пакеты вечернего образования, заочного образования, дистанционного образования. Пожалуйста, выбирайте и учитесь.
А информацию об этом где можно получить?
Иптышев: Справочники об учебных заведениях в каждом киоске есть.

Кулаков: Справочники, да, или на сайте.

Иптышев: Можно на сайт агентства зайти, www.krasprof.ru

Андрей, работающий на КрАЗе, спрашивает: В каких училищах в Красноярске есть особые условия для тех, кто уже работает?
Казакова: У нас очень большая переподготовка и повышение квалификации для взрослого населения на базе наших учреждений. Я хочу сказать, что эта переподготовка фактически составляет от двух до шести месяцев, средняя стоимость около 2 тыс. рублей. Это, я думаю, сумма, которая по силам. Схема может быть следующая: либо предприятие платит и человек получает переподготовку или повышение квалификации, либо, я думаю, что такую сумму человек может себе позволить заплатить и получить ту квалификацию, которая его устраивает. Тем более у нас есть специализированные техникумы. Ежегодно порядка 20 тысяч человек у нас получают такое образование.
Вячеслав, Красноярск: После объединения вузов в Сибирский федеральный университет резко стало сокращаться количество бюджетных мест. Как долго будет продолжаться данная тенденция? Останутся ли вообще бюджетные места? И может быть стоит переименовать СФУ в Сибирский коммерческий университет?
Это следствие высокого конкурса. А вообще, сокращение бюджетных мест - это российская тенденция, касается всех регионов. Но если говорить конкретно про СФУ, эта информация совершенно неверная, бюджетных мест, наоборот, стало на сто больше, а труднее их получить стало из-за высокого конкурса. И хочу сказать, что Красноярский край занимает одно из лидирующих мест в Сибирском округе по количеству бюджетных мест, если в процентах, то у нас где-то около 50% бюджетных мест, то в Иркутске всего 38%. И такая же тенденция в Томске и остальных регионах.
Леонид: Слышал, что отменили восьмилетку. Теперь все учатся до 11 класса, а потом идут дальше. Это правда? Это как-то повлияло на систему образования? Все-таки есть разница в подходе к ученикам, когда им 15 или когда им 18 лет!
Кулаков: Значит, закон о всеобщем среднем образовании - его не надо однозначно вот так трактовать, что все учащиеся должны получить полное среднее образование только в школе. Нет, есть выбор: после девятого класса по выбору учащихся и родителей учащийся может получить профессию и общее полное среднее образование в техникуме, либо в ПТУ. Поэтому здесь особо этот закон не препятствует дальнейшему выбору у родителей и у учащихся.

Иптышев: Образовательной траектории, да?

Кулаков:
Да, образовательной траектории.

Читательница задает непростой вопрос: Учиться в училищах или, как их сейчас, называют в профлицеях, непрестижно. Что вы собираетесь делать, чтобы такое образование считали за образование? Планируете ходить по школам и объяснять, что нужно поступать хотя бы в училище? Насколько я могу судить по классу, в котором учится моя дочь (8 класс), у всех полное пренебрежение к ПТУ, то есть либо «вышка», и многие планируют её за деньги, либо работать! Какие сейчас реализуются программы по повышению престижности!
Казакова: Я начинала говорить про программы, которые сейчас реализуется в крае. Прежде всего, это краевая целевая программа кадровой обеспеченности инвестиционных проектов, под которую выделяются дополнительные деньги и так - раз. 15 учебных заведений будут достаточно серьезно оснащены под те потребности, которые сейчас есть у нас, на тех инвестиционных проектах, про которые вы знаете.

Что касается второй программы, это развитие профессионального образования. Здесь целевая установка следующая: изменение отношения или повышение престижа прежде всего строится на изменении качества подготовки! Если ребята будут востребованы, если выпускники будут квалификации такой, что их будут забирать с руками и ногами, то мы тем самым и поднимем престиж!

Мы сегодня уже обсуждали - это открытие профессий, которые сейчас нужны, это смена образовательных программ на более практикоориентированные, когда мастера не только сами выезжают на производство современные технологии осваивать, но и серьезно идет работа привлечения из реального сектора к нам людей на совместительство, прямо от станка, как называется, прям тот человек который владеет самыми современными приемами!

Еще что можно сказать по поводу повышения престижа, это такое обоюдное дело которое не только государство само делает. В связи с нехваткой кадров, как обнаружилось у нас в крае с развитием, это становится сейчас делом еще и работодателя.

Правильный вопрос, мало того что нужно открывать свои двери для сегодняшний школьников, но нужно еще и приходить и в школы, рассказывать. Может быть, и какие то другие мероприятия краевые устраивать, ярмарки профессий, ярмарку вакансий мы планируем в мае - это как раз форум, на котором будет представлены перспективные профессии.

Кулаков: Но вот для школьников я еще хотел бы добавить: у нас в ряде учебных заведений отработана система допрофессиональной подготовки, когда вместо уроков труда учащиеся приходят в наши учебные заведения, в то или иное учебное заведение и получают навыки ряда рабочих профессий. Потом у них есть реальная возможность попробовать все руками выбрать себе то, к чему у них есть склонность!
Вопрос от конкретного работодателя. Иван Сергеевич Колонец спрашивает - Рабочие руки сейчас крайне необходимы! Я вам это заявляю как работодатель. Нам нужны молодые работяги. Мы готовы пойти фактически на любые условия, даже оплачивать учебу, но тем не менее, к нам нет вереницы желающих. В чем проблема, по-вашему?
Кулаков: Нет вереницы желающих, значит. Ну, первое, что я хочу сказать - нами взято направление, я имею в виду, и агентством, и нашими учебными заведениями, на работу с работодателями. Мы заключаем договора с работодателями, где обговаривается прохождение рабочей практики. Мы учитываем при заключении договоров какие-то особенные требования работодателей. Ведь у нас в программе есть федеральный компонент, и региональный компонент - и вот этот региональный компонент нам даёт возможность изменять что-то в программе, содержание программы, исходя из требований конкретного работодателя. Поэтому мы - здесь, кстати, не сказано, кто этот работодатель, но мы рады бы встретиться с ним, заключить договор и продолжать работу, вернее, начать работу с ним.

Казакова: Хотелось бы ещё дополнить. Дело в том, что надо понимать, какие условия выставляют работодатели. Система готова меняться - но если мы говорим что у сварщиков зарплата на заводе от 15 до 45, а в машиностроительном комплексе три тысячи, и даже когда мы набираем детей, и они ходят на практику, но они потом, и то же самое у нас по швеям, идут на другую, тяжелую работу. Поэтому здесь должно быть обоюдное движение - чтобы и условия, на которые приходят наши ребята, тоже соответствовали тому уровню устремлений, что есть у компании.

То есть, надо конкретно вам звонить и с вами работать?
Кулаков: Да, мы готовы встречаться, готовы работать.
Татьяна спрашивает: Скажите, пожалуйста, по какому принципу подбирается преподавательский состав в профессиональные учебные заведения? Проходят ли будущие преподаватели какой-нибудь конкурс на профпригодность? Кто оценивает их квалификацию?
Кулаков: Я не могу похвастаться, что у нас есть конкурс среди преподавателей, которые приходят к нам на работу. Но у нас есть дальнейшая система аттестации. Первый этап аттестации проходит в учебном заведении, где молодой преподаватель или мастер может получить вторую квалификационную категорию. Далее у нас есть аттестация через главную аттестационную комиссию при агентстве профессионального образования и науки. И здесь уже проходят аттестацию и преподаватели, и мастера, и руководители учебных заведений, которые могут получить либо первую, либо высшую квалификационную категорию. Ну и кроме этого у нас есть система различных курсов повышения квалификации, конкурсы, обмен опытом и т.д.

Иптышев: Хочу дополнить, что у нас есть система кадрового резерва для руководящих должностей. Потому что по руководящим должностям у нас есть конкурс и соответственно система работы с ними. Ведь многое зависит от руководителя. Если руководитель современный, если он понимает современные тенденции развития образования, тогда конечно он и персонал подбирает соответствующий, который будет выполнять те задачи, которые ставятся перед учебным заведением.
Геннадий, Красноярск: Как вы считаете, уважаемые, стоит ли закрыть некоторые вузы и факультеты? Лоботрясы отсиживаются, получают ненужные «вышк», потом идут торговать? А стране нужны рабочие руки!
Сейчас идет тенденция к повышению качества образования. Нет смысла закрывать те или иные учебные заведения, нужно смотреть на качественный состав. У нас очень много филиалов вузов других регионов, порядка 45 в крае. И качество образования в них вызывает большие вопросы. Если говорить про наши вузы, их всего 12 и 2 негосударственные, они все прошли аккредитацию, и качество образования в них должно соответствовать минимальным требованиям. То есть, вряд ли сейчас можно ставить вопрос о закрытии конкретных вузов.

Казакова: А если рассмотреть по краевой системе, там система немножко другая. Как раз, дело в том, что утверждаются принципы набора: есть такой особый приказ, который выносит департамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края. Но наше учреждение готовит проект приказа, согласовывает на местах с центрами занятости, потому что им дается структурная задача: удерживать кадровую потребность, поэтому они проходят с муниципалитетом согласование. Они согласны, что да, необходим этот набор профессий, который будет в этом году набирать центр занятости. После этого подают контрольный список, его сводят, и дальше уже утверждает администрация края.
Вот еще один тоже вопрос, который волнует многих: «Насколько мне известно, - Иван спрашивает из Красноярска, - многие студенты, получив диплом, устраиваются работать не по специальности, и это происходит в основном из за того, что работодатели требуют наличие опыта у принимаемого на работу. Существуют ли какие-то программы, позволяющие студенту после обучения, приобрести необходимый опыт работы, ну помимо производственной практики?»
Иптышев: Ну здесь сильно зависит от, вообще говоря, образовательной программы. Это основной наш элемент. Вот, если говорить, допустим, о Сибирском Федеральном Университете, то там у нас реализуется сейчас 34 инновационных образовательных программы. Для того, чтобы понять масштаб, возьмем в пример известный конкурс инновационных вузов. Каждый победитель конкурса инновационных вузов везет одну инновационную какую-нибудь программу, которая делает прорыв в каком-то направлении. У нас их 34, да? То есть, это глобальная такая задача, и как ее решать - во многом зависит от нашей совместной работы - от нашей, администрации и т. д. Но я так думаю, что эту проблему мы будем решать, и она решаема. И однозначно можно говорить о том, что в перспективе этого не будет. Тут много факторов, понимаете - и гибкость образовательных траекторий, и, скажем так, влияние работодателей, и позиция администраций университетов. То есть, это очень сложно.
То есть, при правильно построенной системе образования не нужно никаких вот этих подпорок, да?
Да.
Молодой человек может идти сразу на работу?
Да.
Какие льготы существуют, если студент обучается на коммерческой основе в государственном вузе?
Если говорить о льготах, ну во-первых, наверное, надо упомянуть о льготах по подоходному налогу. На ту сумму, которую он платит за образование, он имеет право получить, скажем так - компенсацию по подоходному налогу, это первое. Второе, что надо отметить - студент, обучающийся с полными затратами, обладает статусом равным студенту обучающемуся на бюджетной основе. Соответственно, и все льготы, касающиеся и отсрочки от армии, и другие, эти льготы равны, скажем так.
Заканчивая профлицей или училище, молодой человек идет, как правило, в армию, потому что на этот момент возраст достигает 18 лет. Но в армии мало кто может применить полученную специальность. После двух лет в армии (сейчас 1.5 года) молодой человек теряет навыки и знания по той специальности, которую он получил. Считаете ли вы это проблемой и как ее, по-вашему, нужно решать?
Казакова: Конечно, для нас это проблема. Это серьёзная проблема, и система профессионального образования, училищ, лицеев, техников, вся краевая система образования ориентирована на то, чтобы максимально быстро ребят, которые прошли армию, восстанавливать их профессиональный уровень и выпускать в жизнь, предоставлять им предприятия, рабочие места, чтобы они устраивались. Конечно, ну что такое вроде бы полтора года - но надо понимать, что за эти полтора года всё равно оснащение уходит вперёд, требуются новые умения, новые навыки. Поэтому сейчас наши заведения ведут статистику тех, кто ушёл в армию - мы знаем, что у нас примерно 13-14 процентов уходят в армию, и они все определены. Например, я говорю про тот же индустриально-экологический, 16 лицей - у них всё на заметке, и как только ребята приходят, они знают, что они могут вернуться в лицей, быстро пройти подготовку, и пожалуйста, они опять в рабочем строю.

Иптышев: Кроме того, хотелось бы добавить, что отслужившие в армии имеют льготы при поступлении и в высшие учебные заведения. У нас доля поступающих, имеющих среднее специальное образование, каждый год увеличивается, и сейчас, если я не ошибаюсь, составляет примерно 24 процента. Про отслуживших я сейчас по статистике не готов сказать, но я знаю, что те, кто отслужили в армии, идут у нас вне конкурса, при успешной сдаче экзамена.

Кулаков: Или ещё у нас есть профессиональный лицей номер 1, они работают совместно с крайвоенкоматом, и наших выпускников направляют служить по той профессии, которую они получили в наших учебных заведениях.

Несколько вопросов пришло на схожую тему, вот пара из них. Почему собирают благотворительные взносы с родителей? Имеют ли на это право, причем требуют, а не просят! И второй вопрос: политех студенты в шутку прозвали гипермаркетом из-за количества взяток, взимаемых преподавателями этого вуза. Что собирается делать краевая администрация для борьбы с этой ситуацией?
Кулаков: Никто не может и не имеет права требовать с родителей денег. Другое дело, если родители добровольно делают благотворительный взнос на развитие материальной базы учебного заведения, это другой вопрос. А там, где действительно требуют, на наш взгляд, должны разбираться правоохранительные органы.

Иптышев: Это, наверное, пережиток ещё перестроечных времен, когда было действительно очень слабое финансирование материальной базы вузов. Сегодня например, мы анализировали рост стоимости платного обучения, он составлял 16% в год в среднем, а рост государственного финансирования по вузам составляет 33% в год. Сегодня развитие материально-технической базы вузов не сильно нуждается в этих платных услугах. И действительно для вуза выгоднее бюджетный студент, чем платный. И что касается этих добровольных взносов, мы их всем рекомендуем не платить, мы просим всех, если что, обращаться к нам. В прошлом году мы специально устраивали горячую линию, мы сохраняем конфиденциальность и по каждому случаю разбираемся. Вы можете обращаться либо в агентство, либо в правоохранительные органы - потому что вымогательство недопустимо.

Кулаков: Все частные вопросы мы рассматриваем в рабочем порядке.

Иптышев: Да, бывают такие ситуации, для нас это не секрет. Мы с этой проблемой боремся. Что касается политехнического института, то сейчас мы надеемся, что после реструктуризации этого вуза администрация СФУ повлияет на ситуацию. Для Сибирского федерального университета эта ситуация недопустима.
Иван: В данное время декларируется, что дипломы выпускников СФУ будут котироваться даже за рубежом. Каким образом планируется обеспечить такое «поднебесное» качество образования?
Что хочется сказать о качестве образования? Вообще, эта проблема зарубежных дипломов несколько надуманна. На самом деле такой проблемы «признается - не признается» вообще нет. Есть специальная процедура, вы едете в страну, где хотите работать, и уже там ставите на документ апостиль. И к нам из других стран обращаются за этим вопросом.

Другое дело, что уровень знаний, который вы получите, должен соответствовать мировым стандартам. В этом направлении ведется большая работа. Сегодня все ведущие транснациональные корпорации, работающие на территории края, такие как «РУСАЛ», «Газпром», «Роснефть» и остальные, все они заключили соглашение с СФУ. Все они готовы участвовать в подготовке специалистов, а их специалисты работают во всем мире, не только у нас.

И еще есть вопрос, конечно, внешней экспертизы. Уже в октябре будет проводиться первое заседание попечительского совета СФУ, куда входят все ведущие бизнесмены России, мы надеемся, что вице-премьер Дмитрий Медведев его возглавит. Я так думаю, что эксперты совета помогут нам закрепить международное позиционирование СФУ. Кроме того, сегодня ведущая мировая консалтинговая компания «Монитор групп» разрабатывает схему позиционирования этого вуза, в чем его уникальность по отношению ко всем вузам аналогичного профиля во всем мире. Поэтому я думаю, что если мы эту позицию будем выдерживать, то достигнем нужных результатов.
То есть, я правильно понимаю, что нет понятия «диплом международного образца»?
Верно, есть диплом государственного образца, и с ним вы едете за границу на желаемое место работы. Важен уровень знаний, вами полученный. И сегодня ситуация с «утечкой мозгов» меняется, многие готовы вернуться, если им будут созданы соответствующие условия, конечно.
В чем плюс красного диплома? Пашешь на него, пашешь, а итог?
(Специалисты смеются)
Самоудовлетворение? То есть, это вот, я даже не знаю, вопрос к кому больше - к работодателю или к системе?
Кулаков: Вы знаете, он, по-моему, вопрос этот не совсем корректен, потому что любой работодатель, когда приходит к нему выпускник, берет и смотрит диплом. И, конечно же, предпочтение отдается выпускнику с красным дипломом. Я просто не понимаю этого вопроса.

Иптышев: Тут, как бы, вопрос в том, что, наверное...

Кулаков: Все зависит от человека.

Иптышев: Может быть, стоит вопрос о том, что девальвация, как говорится, самого этого диплома, да? Ну сегодня, я, мы наблюдаем - работодатель смотрит не только на наличие или отсутствие высшего образования, но и, вообще говоря, на уровни знаний по темам.

Кулаков: И навыки!

Иптышев: И навыки по темам, вообще говоря (Улыбается). То есть, диплом - это как визитная карточка, то есть, если он у тебя есть, с тобой будут разговаривать. С тобой же будут разговаривать. Понимаете?
Понятно.

Еще вопрос от наших пользователей: Школа милиции является учреждением среднеспециального образования, а где учат на гаишников?
Ну вообще то говоря Сибирский юридический институт давным-давно является учреждением высшего профессионального образования. А на службу в ГАИ вы можете подать на конкурс, если уже отслужили в армии - вполне можете.
То есть не обязательно юридический университет оканчивать?
Нет, там есть правоохранительная деятельность, специальность и юридическое отделение. Я думаю, специально учиться на работника ГИБДД нет необходимости.
Хочу работать в рекламе. Есть в Красноярске колледж или училище, где этому обучают?
Кулаков: Да, есть у нас профессиональное училище номер 33, которое обучает по этой профессии. Далее у нас ещё художественное училище имени Сурикова - вот такие у нас учебные заведения.

Иптышев: Более того, у нас же есть ещё стипендии специальные, для тех, кто большие успехи делает в этой области - дизайн, эскиз, всё такое.

Кулаков: Да, есть наши краевые именные стипендии, но это уже другой вопрос.

Вопрос не совсем к участникам конференции, но очень актуален сегодня: Почему возле вузов не строят парковки? Дело в том, что все больше студентов приобретают машины. Например, возле КГТЭИ совершенно невозможно проехать.
Иптышев: Это, конечно, не совсем компетенция агентства, но вообще-то говоря, есть программа по предотвращению террора «Анититеррор», по которой вообще запрещено вблизи учебного заведения располагать автомобили. Сейчас, наоборот, учебные заведения будут оборудоваться специальными системами защиты, чтобы проезд постороннего транспорта к учебным заведениям исключить. Потому что уже имели место теракты на других территориях, и создание парковок не приветствуется.
Инна Валерьевна Ростовцева, Красноярск: А в чем отличие бакалавриата и среднеспециального образования? Те же 3-4 года учебы. По-моему, лучше поступать в вуз на бакалавра.
Во-первых, не 3-4 года. Если вы учитесь в техникуме 3-4 года, вы получаете общее образование плюс профессиональное образование, если вы поступаете после 11 класса, то учитесь 2 года. А бакалавриат - это степень высшего профессионального образования, это разные уровни и их нельзя сравнивать.
Еще вопрос из интернета: «Кто определяет количество мест на факультетах? Ведь есть специальности, по которым рынок труда уже закрыт, переполнен, а другие - в дефиците?». Вот человек просто, видимо, хочет разобраться.
Иптышев: Эта проблема есть, но здесь, наверное, все-таки не по факультетам надо делить, а - есть такое понятие - по уплотненным группам специальностей. Вот мы говорили о сокращении бюджетного набора, да? О регулировании бюджетного набора, на самом деле же он сокращается не равномерно, а сокращается, то есть, приводится в соответствие с потребностями рынка труда. И, значит, если говорить о вузах, то сокращение бюджетных мест по тем или иным направлениям или укрупненным группам осуществляется Рособразованием, не министерством. А вот распределение внутри такой группы, ну, допустим, вот экономистов, менеджеров сокращают - так вот сокращение внутри, это в компетенции учебного заведения. То есть, это Ученый совет учебного заведения решает, какие специальности и тому подобное он решает необходимым сократить. То есть, это в основном в компетенции учебного заведения.
Спасибо.

Как мне кажется, у нас в городе много колледжей информатики и вычислительной техники, пишет Али Джи, Красноярск. По крайней мере, знаю два аналогичных. По вашей информации их выпускники востребованы?
Кулаков: Согласно данным службы занятости, эти выпускники трудоустраиваются. Другой вопрос, что у нас в некоторых непрофильных, можно так сказать, учебных заведениях, начали подготовку таких специалистов. И в этом году уже мы совместно с агентством по труду и занятости рассматривали заявки на следующий год по каждому профессиональному учебному заведению и старались исключить непрофильные специальности. То есть, каждый должен заниматься своим делом.
Денис Алексеевич, руководитель, спрашивает: У нас где-нибудь готовят профессиональных секретарей? Вот так приходит чучелко ко мне наниматься после 5 лет сидения на каком-то гуманитарном факультете вуза и списывания рефератов - мама дорогая! На что тратили бюджетные деньги?
Да, у нас готовят секретарей. Лицей №54 в Красноярске, есть в Канске, в Ачинске, во всех крупных городах края у нас готовят секретарей. И то, что они действительно профессионалы, ну хотя бы такой пример, у руководителя нашего агентства секретарь - выпускник профлицея №54. Хороший специалист.
Кристина: Боюсь за будущее своих детей! Стоимость за обучение с каждым годом растет, причем явно не из-за инфляции! Наверное, через лет 10 получать образование смогут лишь дети богатых родителей! Возвращаемся в XIX век? Mожет, тогда и титулы восстановим? А потом опять революция, раскулачивание...
Стоимость обучения платных студентов регулируется рыночными механизмами - спросом на данную специальность и так далее. В среднем, она растет в два раза медленнее, чем бюджетное финансирование. Мы анализировали структуру этой стоимости, и проблема усугубляется тем, что вузы все федеральные и находятся в компетенции федерации, а на уровне федерации механизмов регулирования ценообразования у нас нет. Поэтому мы на уровне края пытаемся по каждому конкретному случаю разбираться. Что касается системного решения этой проблемы, то профессиональное образование во многом скорее личное благо, нежели общественное. Человек вкладывается в свое профессиональное будущее, и во всем мире редко где профобразование бывает бесплатным.

Но есть механизмы, которые у нас будут развиваться, например, кредиты. То есть не родители платят за образование, а сам ученик, осознанно берущий кредит. Это многоаспектная проблема, и даже в Советском Союзе не было бесплатного профобразования - ты заканчивал вуз, техникум или училище и ехал туда, куда тебя распределят. Ты отрабатывал таким образом свое образование. Сегодня этого нет. Сегодня человек закончил престижный вуз и уехал за рубеж. И с ним уехали деньги налогоплательщиков, потраченные на его образование. По поводу образовательных кредитов - в ближайшее время может появиться программа компенсирования процентной ставки банков.
Спасибо, что Вы сегодня пришли к нам на этот важный разговор. Наша online-конференция подошла к концу.
Спасибо Вам!