Профессиональное образование

3 октября состоялась оnline-конференция специалистов Министерства образования и науки Красноярского края. На вопросы пользователей отвечали Людмила Казакова – начальник отдела начального и среднего профессионального образования, воспитания министерства образования и науки и Андрей Иптышев – начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки.

Во время беседы обсуждались проблемы перехода на 11-летнее школьное образование, изменение системы высшего образования в связи с присоединением России к Болонскому соглашению, развитие начального профессионального образования в Красноярском крае, рекомендации для тех, кто продолжает учиться.

Вопросы и ответы

Приветствуем всех пользователей сети. Тема сегодняшней онлайн-конференции «Профессиональное образование 2009», участники – Людмила Казакова – начальник отдела начального и среднего профессионального образования, воспитания министерства образования и науки и Андрей Иптышев – начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки.

И сразу первый вопрос от Елены Евгеньевны: Слышала, что в России постепенно планируется переход на 12-летнее образование. По телевидению прозвучала информация, что такая схема станет в некотором отношении альтернативой ПТУ. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста?
Людмила Казакова: Вопрос о переходе к всеобщему полному среднему образованию широко обсуждался в прошлом году. И то, что все наши учащиеся должны получить аттестат о полном среднем образовании, налагает определенные требования на всю систему профобразования. Найден вариант получения всеобщего полного образования в наших училищах и лицеях, с этого года в рамках эксперимента мы проводим ЕГЭ, который как раз и подтверждает уровень образования наших учеников.

По поводу альтернативы для ПТУ – сейчас обсуждается федеральная программа развития образования до 2020 года. Системе профобразования в ней отводится достаточно серьезное место, будут вводиться новые центры профобразования – ресурсный центр, центры квалификации и сертификации, которые как раз и призваны систему профессионализма и мастерства развить как можно шире.
Следующий вопрос пришел от Ирины: что вы думаете по поводу трагедии в Оренбурге, может ли подобное произойти и в Красноярске, наши дети могут чувствовать себя в безопасности в наших учебных заведениях?
Андрей Иптышев: Это достаточно сложный вопрос. Я могу сказать, что у нас в крае есть антитеррористическая комиссия, которая регулярно занимается обследованием состояния безопасности учебных заведений, её возглавляет губернатор. Могу сказать, что в ВУЗах у нас очень большая проблема по оснащению тех же общежитий, учебных заведений видеонаблюдением и т.д. Вы помните, аналогичная трагедия была в Барнауле, когда пятерых студенток убили прямо в ВУЗе. У нас сегодня наверно это в принципе невозможно. Наши ВУЗы по очень хорошо оснащены в техническом смысле. И я думаю, что это не предел, будем эти вещи серьезно развивать. 

Людмила Казакова: Дело в том, что трагедия в Оренбурге связана с обрушением после ремонта фасада здания. В Красноярском крае как раз сейчас наряду с тем, что в наши учреждения заходят подрядчики и начинают определенные работы под выделенные деньги, при службе Ростехнадзора существует комиссия, которая с каждым объектом имеет договорные отношения. Проверку качества и объема работ выполняют надзорные органы, поэтому, конечно же мы надеемся, что в Красноярском крае такого не случится.
Следующий вопрос от Алекса:  Может ли выпускнику училища быть гарантированным поступление в ВУЗ? Как сейчас вообще работает эта схема школа-училище-вуз? Выпускников каких училищ на упрощенной основе берут, скажем, в СФУ?

Людмила Казакова: Что касается учащихся студентов в профессиональных училищах или техникумах, то конечно раньше была создана такая система, когда во время обучения в ПТУ или в техникумах наши ребята зачислялись на довузовское образование и в принципе по окончанию сдавали экзамены и сразу же переходили в вуз. Сейчас такая система по настоящему законодательству невозможна. Но есть альтернатива. То, что я говорила про ЕГЭ, когда наши ребята получают такое же образование как и выпускники школ, плюс ещё профессиональная составляющая - дополнительная профессиональная квалификация. По результатам ЕГЭ они могут подавать свои документы также в вуз. Единичная практика осталась, сибирский государственный технологический университет работает ещё с нашими училищами, с 21 училищем. Ребята, которые показывают высокий уровень квалификации идут в вуз по договорам. 

А что касается таких учреждений, как суриковское училище и художественный институт?

Андрей Иптышев:  Практика такая у нас есть.  Взаимодействие осуществляется не только с сибирским федеральным университетом.  Есть совместное взаимодействие с торгово-экономическим институтом, и другие, т.е. везде где это возможен такой переход это есть. Примерно, если не ошибаюсь, около 11% выпускников училищ поступают в вузы. В техникумах процент выше - доходит до 25%.  Что касается остальных, я думаю это связано  с тем, что у нас очень много вакансий именно рабочих профессий. Около 80% вакансий в центре занятости - это именно рабочие специальности. Думаю, что выпускники сразу трудоустраиваются и им особо смысла нет сразу поступать учиться дальше.

Сколько в среднем стоит обучение в СФУ и красноярском техникуме? Я заканчиваю 11-й класс и боюсь, что на бюджет мне не поступить. Родители сказали, пойдешь туда - где платить за тебя меньше.

Андрей Иптышев: Вообще у нас средняя стоимость обучения в ВУЗах порядка от 40-50 тысяч в год, по отдельным особо престижным специальностям достигает 90 тысяч, на юридическом факультете, например. Но я хочу подчеркнуть, что у нас, в отличие от многих регионов достаточно много бюджетных мест. Если человек правильно себя оценит и подаст заявление на интересующую специальность, практически наверняка поступит.  У нас, если я не ошибаюсь, 54 % бюджетных мест, на 10 тыс населения у нас идет 215 бюджетных мест, что на 40% выше федеральной нормы. Мы очень эту составляющую отслеживаем, стремимся ее поддерживать.

Заодно от Макса он учится в 10 классе, родители постоянно говорят, что уже пора определиться с профессией. А я даже и не знаю, вроде и математика не очень идет, и литература тоже. Посоветуйте, что делать?

Людмила Казакова: У нас сейчас такой проект готовится. Мы планируем в декабре его запустить в полноценном режиме.  Это будет Центр карьеры и профессии. Сейчас площадка запускается, мы анализируем, показываем, будем рассказывать куда можно трудоустраиваться выпускникам из вузов, техникумов, училищ, в какие предприятия идти, в какие отрасли по каким профессиям. С января мы будем целевым образом работать со школами. Но можно придти и в сам центр и все узнать. Он будет располагаться по адресу Маркса 134, это на Красной площади.

Следующий вопрос как будто с подвохом: Скажите, где учат на чиновников? Ведь сейчас это самая престижная профессия, зарплата стабильная, высокая, ежегодные премии, льготы и, конечно, карьерный рост.

Андрей Иптышев: (смеется) на чиновников у нас учат в Сибирском федеральном университете. Есть государственное муниципальное управление. Есть, насколько я знаю, в педагогическом государственном университете даже специальность «парламентаризм», то есть там учат и на депутатов (все смеются). Мне кажется, что чиновник - это, наверно, такая особого рода профессия. Надо сказать, что она не особо уважаемая. Я бы не сказал, что там адекватная зарплата. Например, я работал раньше в бизнесе и могу сказать, что в бизнесе зарплата раза в два выше, чем в среднем у чиновников. 

Спрашивает Дюха: я что-то не могу понять, ЕГЭ имеет значение при поступлении в техникум или нет?

Людмила Казакова: Да, имеет. На бюджетной основе на очное отделение приём ведется на основе ЕГЭ. Дело в том, что техникум предоставляет дополнительное профобразование на заочном отделении внебюджетной подготовки. Здесь, конечно же, условия определяет сам техникум, к примеру, чтобы взрослые люди, которые в своё время не сдавали ЕГЭ, тоже имели возможность получить образование.

Аня спрашивает: каков размер стипендий в разных учебных заведениях Красноярска?

Людмила Казакова: Я с НПО начну. У нас 520 рублей стипендия. Но, я хочу сказать, что отличники имеют возможность получать до двух тысяч ежемесячно за то, что они осваивают общеобразовательный блок очень хорошо и спецдисциплины идут «на ура». 2 тысячи достаточно хорошая стипендия для этих детей.

Андрей Иптышев: Что касается вузов, у нас сейчас с 1 сентября этого года стипендию повысили. То есть базовая стипендия 1100 рублей – это по России, плюс у нас районный коофициент, получается стипендия в среднем в вузах от 1300 до 1600 рублей. Это академическая. И есть социальные стипендии примерно в полтора раза больше, которые назначаются не зависимо от успеваемости, а от социального положения. И плюс различные надбавки, то есть, если человек учится на отлично, стипендия может достигать 3500 рублей. 
Теперь вопрос такой, не очень по теме, почему у вашего министерства такой плохой сайт? Есть какие-то комментарии на этот счёт?

У министерства вообще нет сайта.  Согласно последней концепции у нас будет единый портал правительства, т.е. скорее всего, отраслевых сайтов не будет. Но мы создаём сейчас такую специализированную систему, это будет образовательный портал.  Не сайт министерства в прямом смысле, а такой вот интегрирующий портал, в котором каждый студент, школьник, родитель, преподаватель сможет найти для себя максимальную информацию. Будет система, интегрирующая все информационные ресурсы, которые у нас в крае есть. Мы хотели бы создать такой принцип «единого окна», который позволит получить все в одном месте.  

Скажите, как у нас реализуется установка Дмитрия Медведева насчет компьютеризации и подключения к интернету всех учреждений образования?

Андрей Иптышев: у нас 100% заведений начального образования звена среднего и высшего подключены к Интернету. По всему краю, если я не ошибаюсь, в школах тоже. Что касается информатизации, то конечно причины могут быть разные. Т.е. в зависимости, может быть выделенная линия, может ADSL, разные технологии, может быть  модемные технологии. Везде по-разному.  Мы стремимся к тому, чтобы не просто было подключение к Интернету, а было содержание. Мы вот в этом году ставим задачу себе – 100% получить сайт у учебных заведений, чтобы наши образовательные учреждения могли в полной мере взаимодействовать через Интернет. Для нас это важная задача, я думаю, что до конца этого года она будет выполнена.     

Они делают их своими силами?

По-разному, ну мы в основном даем рекомендательные вещи, кто-то своими силами, кто-то отдает на аутсорс. А вот наш 15 лицей, который находится в Канске, выиграл конкурс «Зеркало Сибири» по Сибирскому федеральному округу, он – лучший сайт в номинации «Профессиональный резерв». Так что какие-то успехи уже есть, и я считаю, что мы эту задачу решим.

Перейдем к теме вузов. Антон спрашивает: Скажите, по вашим прогнозам, в следующую вступительную кампанию, сколько в среднем человек будут претендовать на бюджетное место?

Андрей Иптышев: Если я не ошибаюсь, реальный конкурс в вузы, был по последним данным – полтора человека на место. По заявлениям там, конечно, проходило по 15, в некоторых звучали вообще запредельные цифры, то есть не менее десяти человек на место на особо престижные специальности. Но я могу сказать, что положение сильно зависит от политики федерации в части, касающейся контрольных цифр - сколько должно быть бюджетных мест. Насколько я знаю, в следующем году на три с половиной тысячи меньше школьников оканчивают школу, чем в этом году. Если даже нам на 5-7 % уменьшат бюджетный набор, всё равно у нас будет больше бюджетных мест на человека. И мы будем, так скажем, максимально сохранять бюджетный набор.

Вот вопрос как раз по этому поводу. Всем известно, что сейчас уменьшается количество поступающих, потому что идет поколение родившихся в 90-х, когда, как известно, был серьезный демографический спад. В связи с этим, что вы предпринимаете? Сокращаете бюджетные места или что?
 
Андрей Иптышев: Проблема усугубляется не демографическим спадом, а переходом на «одиннадцитилетку». В некоторых школах просто нет выпуска. На самом деле проблема неявно и не совсем связана с демографическим спадом. Это связано с переходом на 11-летнее образование. Что мы делаем: у нас задача обеспечить баланс рынка труда. Нам нужно сделать всё необходимое для того, чтобы  люди могли поступить на те специальности, которые нужны краю в первую очередь. Вот это наша задача. Всё остальное – ну, конечно, это задача каждого образовательного учреждения сделать так, чтобы к ним пошли учиться. Максимально привлечь ребят из других регионов или максимально воспользовались теми ресурсами, которые есть здесь в крае. 

Вас не смущает, что сейчас из других городов (Томска и Питера, например) в школы приезжают целые делегации и агитируют детей и родителей поступать туда, а наши как-то молчат на этом фоне. И все, что мы слышим - так это то, что у нас без денег никуда не поступишь. Хочется узнать ваше мнение.

Андрей Иптышев: Это действительно проблема – край является сильным экономическим регионом, а наши молодые талантливые студенты уезжают в Москву и Санкт-Петербург.  Хотя самые лучшие, по нашим исследованиям, остаются всё-таки у нас. Что мы делаем в этой области – мы выиграли, если не ошибаюсь, четыре нацпроекта, находимся на третьем месте в России после Татарстана и Москвы, нас стали замечать, как реальных конкурентов. Мы делали анализ – все регионы, имеющие нехватку абитуриентов, находятся к западу, а регионы, имеющие избыток абитуриентов, в том числе, и в перспективе – они все на восточной стороне. И мы как раз примерно на стыке этой миграции. И когда мы просчитывали создание инфраструктуры, мы рассчитывали, что сможем этот миграционный поток остановить у нас в регионе. 

Следующий вопрос довольно конкретный от Алексея. Вопрос по поводу института МЧС в Железногорске. Правда ли, что первый набор будет уже следующей осенью, какие специальности там будут и как можно будет туда поступить, если ты родом не из Железногорска? Насколько я знаю, туда в принципе въезд по пропускам?

Андрей Иптышев: Насколько я знаю вопрос въезда вполне решаемый. Но вот насчет специальностей, не могу квалифицированно ответить на этот вопрос, так как это ведомственный ВУЗ МЧС. Но я знаю, что у них (МЧС) очень жесткие профессиональные стандарты, причем мирового уровня. Спасатель может и должен работать в любой стране мира. То есть, наверное, надо зайти на сайт МЧС и внимательно посмотреть, я бы так сделал, по крайней мере.

Следующий вопрос от Вадима.  Объясните, пожалуйста, что сейчас произошло в системе высшего образования? Что за степени образования появились? (бакалавры и т.п.) Одни учатся четыре года, другие пять лет? Что вообще происходит и главное зачем? И какая разница будет между выпускниками при устройстве на работу? Все ли ВУЗы переходят на такую систему образования? Много вопросов в одном вопросе.

Андрей Иптышев:  Это процесс европейского масштаба. Это результат подписания Болонского соглашения. Есть бакалавры, специалисты, ещё магистры , которые учатся 6 лет. Основная задача это повышение качества. А качество в данном случае понимается под гибкостью системы. Очень быстро меняются рыночные условия, требования работодателя , и у человека должна быть возможность на каком-то этапе скорректировать свою образовательную траекторию.

Например сегодня это решается за счёт второго высшего. Здесь фактически получается бакалавр - это как бы первое высшее, магистр - это второе высшее, подчёркиваю, бесплатно. В процессе обучения вы можете слегка изменить свою траекторию, получить дополнительную квалификацию в другом вузе, по другой специальности, это будет обеспечивать гибкость. Это первый момент и второй момент - здесь был вопрос про 12 летние образование. Мы последняя страна в Европе, в которой нет 12-летнего образования  до сих пор. Даже 11-летнего полноценного нет. Если взять всю систему в целом, то получается - у них 12 лет учатся в школе, и 4 года в вузе это бакалавриат , т.е. 16 лет. А у нас получается 10 лет, грубо говоря, в школе и пять лет в вузе это 15. Мы сегодня проигрываем по образовательным возможностям западным странам. 
Это не отменит второго высшего образования для тех, кто давно уже отучился?

Андрей Иптышев: Нет, нет… это не противоречие, а просто дополнительные возможности. Не всегда это понимают. Люди рассматривают ситуацию линейно: я закончил бакалавриат по этой специальности - по этой же специальности пойду в магистратуру. Этого никто не обязывает делать! Вы можете допустим получить бакалавриат по информационным технологиям, а магистратуру закончить по экономике. Если вы пройдёте по конкурсу. Это очень важный момент. Да это элемент конкурсности. Магистратура ориентирована уже больше на научную степень, но не обязательно магистратура это ступенька в аспирантуру. Просто мы ещё не привыкли, для нас это новизна, хотя у нас бакалаврские программы существуют с 1997 года в вузах края.

Следующий вопрос от Вадима.  Объясните, пожалуйста, что сейчас произошло в системе высшего образования? Что за степени образования появились? (бакалавры и т.п.) Одни учатся четыре года, другие пять лет? Что вообще происходит и главное зачем? И какая разница будет между выпускниками при устройстве на работу? Все ли ВУЗы переходят на такую систему образования? Много вопросов в одном вопросе.

Андрей Иптышев:  Это процесс европейского масштаба. Это результат подписания Болонского соглашения. Есть бакалавры, специалисты, ещё магистры , которые учатся 6 лет. Основная задача это повышение качества. А качество в данном случае понимается под гибкостью системы. Очень быстро меняются рыночные условия, требования работодателя , и у человека должна быть возможность на каком-то этапе скорректировать свою образовательную траекторию.

Например, сегодня это решается за счёт второго высшего. Здесь фактически получается бакалавр - это как бы первое высшее, магистр - это второе высшее, подчёркиваю, бесплатно. В процессе обучения вы можете слегка изменить свою траекторию, получить дополнительную квалификацию в другом вузе, по другой специальности, это будет обеспечивать гибкость. Это первый момент и второй момент - здесь был вопрос про 12 летние образование. Мы последняя страна в Европе, в которой нет 12-летнего образования  до сих пор. Даже 11-летнего полноценного нет. Если взять всю систему в целом, то получается - у них 12 лет учатся в школе, и 4 года в вузе это бакалавриат, т.е. 16 лет. А у нас получается 10 лет, грубо говоря, в школе и пять лет в вузе это 15. Мы сегодня проигрываем по образовательным возможностям западным странам. 
Правда ли, что поступление по ЕГЭ планируют отменить и вернут прежние условия поступления в ВУЗ?

Андрей Иптышев: проблемы с ЕГЭ были связаны в основном по его вводу по таким гуманитарным дисциплинам, как литература. На самом деле ЕГЭ отменять не будут, более того, эти квалификационные требования в виде тестирования в Европе, например, существуют более 100 лет, в разных видах. Я думаю, вряд ли это отменят. Система ЕГЭ - это только начало. Достаточно скоро вся эта система перекочует и в профессиональное образование, часть уже начального среднего и высшего в том числе.

Следующий вопрос личный от Александра Н. к Людмиле: скажите, вам нравится ваша работа? И почему?.. Ответите на такой вопрос?

Людмила Казакова: Нравится. Могу сказать почему. Дело в том, что та команда, которая пришла сейчас в профессиональное образование и начальное, и среднее, и высшее, достаточно молодая, мобильная. Благодаря работе с 2005 года уже сейчас можно наблюдать определенный результат. Это всегда очень важно для человека. Когда он работает и понимает, что то, что он задумал, то, что казалось ему очень важно, оно свершается в жизни, и получаешь от этого удовольствие. Например тот самый проект, который упомянул Андрей Анатольевич, конкурс в рамках приоритетного национального проекта. Дело в том, что участвовать и победить в этом конкурсе – это, конечно, большая заслуга. Мы выступили с нашими учреждениями, причем начального профессионального образования и заняли достойное место среди всей Российской Федерации. Если у Татарстана был опыт (они раньше участвовали) и наработки, Москва, понятно, что у них просто количество учреждений в несколько раз больше, чем у нас. Для края быть на третьем месте наряду с Санкт-Петербургом, показывать те же результаты, это, конечно же, для нас очень хорошие результаты. И мне нравится работать в команде, которая может себе определить задачи, поставить  цель и сама же добиться то, чего хотела. Потому – да, нравится!

Спрашивает Александр: Как повлияло на вашу работу преобразование в краевой администрации? От того, что вы стали министерством, что-нибудь изменилось?

Людмила Казакова: Преобразования прошли совсем недавно, и на мой взгляд, то, что происходит – делается с точки зрения не чиновника, чтобы ему жилось хорошо, а с точки зрения потребителя. Объединение в министерство науки позволяет траекторию детей выстраивать преемственно. В министерстве всё обсуждается быстрее, последний пример связан с детьми из коррекционных школ, мы сейчас согласовано можем на уровне края принять закон о том, что дети – выпускники коррекционных школ, могли получить профподготовку в течение 2 лет, и трудоустроиться впоследствии.

Как специалист, скажите, как отличить реферат, скаченный из Интернета от настоящего?

Андрей Иптышев: можно я отвечу? Очень просто, я, кроме того, что чиновник, еще и преподаю. Отличить очень просто: я его читаю. Тот преподаватель, который не читает, конечно, примет любой текст. Я, когда даю реферат студентам пятых курсов и помладше, задаю определенную тему. В соответствии с этой темой, если грамотно изложено, ясно, что человек написал его сам. То есть скачать из Интернета качественный реферат невозможно. Представьте, вы работали несколько месяцев над каким-то рефератом, вы бы его выставили в Интернет? Мой опыт подсказывает, что скачать из Интернета качественный реферат невозможно.

Людмила Казакова: И вы просто задаете тему не из Интернета, а личную, над которой надо работать. 
Андрей Иптышев: Я прямо студентам и говорю, ребята, скачивайте с Интернета, скачивайте. Материал нужно скачивать, его нужно читать. Если хотя бы просто прочитают, уже плюс.
Вопрос от Евгении, она пишет по просьбе друга, который просит выяснить судьбу нашего кулинарного техникума. Мы не знаем правильного названия, короче говоря, он хочет учиться на ресторатора или шеф-повара, но говорят, у нас этому не учат, так ли это? И куда ему обратиться за консультацией.  
Людмила Казакова: Он называется технологический техникум пищевой промышленности. Учреждение вправе определить перечень тех профессий, которые будет преподавать. Но  те квалификации, которые указывает автор, сейчас очень востребованы. Шеф-повар в ресторане  это престижно, это соответствующая заработная плата, это статус. В краевой системе начального и среднего профессионального образования  взята ориентация на изменение содержания. Наши ребята могут претендовать на такие высокие квалификации. Прежде всего, была налажена связь с Сибирской ассоциацией гостеприимства. Это ассоциация отельеров и рестораторов. Мы договорились о том, что профессиональные стандарты высоких квалификаций они предоставили в наше распоряжение, они экспертируют наши образовательные программы. В результате освоения этих программ можно присваивать такую квалификацию,  на которую они ориентировались. Лицеи № 11 и №18 являются членами этой ассоциации, что ведёт к их участию в международных ярмарках и выставках. На конкурсы профессионального мастерства приглашаются только работодатели, т.е. конкурсная комиссия состоит только из работодателей. Это приводит к тому что, выпускники уже на третьем курсе расписаны, и понимают, где они будут дальше работать. На одну из последних конференций как раз приходил выпускник восемнадцатого лицея, который сейчас работает поваром. Очень приятно было на него смотреть, он занимается любимым делом. С одной стороны, слова  благодарности за то, что позволили освоить профессию, а с другой стороны пожелания на будущее, тем школьникам, которые собираются сделать выбор.

Андрей Иптышев: У нас есть сайт  www.krasprofi.ru .На нём мы создали банк данных по трудоустройству этих выпускников. На первом месте, так получилось,  повар-кондитер. На сайте можно посмотреть в какие предприятия устраивают, из каких учебных заведений. У нас есть торговоэкономический институт, который тоже выпускает специалистов по технологии пищевой промышленности, это ступенька к высшему образованию в этом направлении. И более того, я открывал международный конкурс, с включением наших лицеев, вузов, вузов всего сибирского и дальневосточного федеральных округов, приезжали делегации из Китая (представляли китайскую кухню). У нас это направление  в крае очень развито.
При поступлении могут какие-то проблемы возникнуть?

Людмила Казакова:  Дело в том, что сейчас по закону о начальном профессиональном образовании всем желающим предоставляется возможность первым подать заявление, после этого будет понятно, ведь поступление зависит от резерва тех учебных мест, которые  есть. Как только количество претендентов превышает допустимое, начинается конкурс, но я согласна, что лучше, сейчас обратиться в данный лицей, для того чтобы прийти профильные курсы. 

По поводу возраста есть ограничение, если человеку вдруг захотелось стать поваром, а ему уже не 18? 

Людмила Казакова: Здесь ограничений в принципе нет. Если начальное профессиональное образование есть, то он имеет право пойти на курсы повышения квалификации, переподготовки. Это уже платные курсы. Если у человека было высшее образование, то он может на бюджетной основе поступить на курсы и учиться.

Сколько училищ в Красноярске? И какое считается самым престижным?

Людмила Казакова: 20. Всего 20 училищ в Красноярске, в принципе по системе у нас 76 учреждений, по краю расположены. Но, дело в том, что если говорить про престиж, то мы сориентируем следующим образом. У нас под каждую из ведущих профессий, которые сейчас серьезно развиваются, создаются определенные центры. Из отраслей, это например, строительство, транспорт, эта различная горная добыча, переработка полезных ископаемых, и энергетика. Есть еще сфера обслуживания. В каждой из отраслей есть ведущее учреждение, я бы в этом смысле не называя сейчас номеров, потому что предлагаю обратиться на наш сайт. Дело в том, что основные изюминки, те учреждения, которые сейчас участвуют в различных проектах, имеют статус федеральных экспериментальных площадок, они подтверждают, что качество их образования достаточно высоко. А чем определяется престиж? С одной стороны – достаточное качество, с другой – это трудоустройство. Поэтому первое, что вы можете сделать, зайдя в учебное заведение – спросить про трудоустройство выпускников, посмотреть на сайте и спросить в учреждении. Самое престижное то, куда вы хотите поступать. 
Вопрос довольно короткий от Антона. Можно ли учится в ПТУ на «заочке»?

Людмила Казакова: Нет. Есть практически десять профессий, которые у нас крайне развиты, где мы можем заочно учить. Трудовые навыки, профессиональная компетенция, конечно, здесь нужна деятельность. Другое дело, если человек по роду своих занятий освоил профессию без уровня образования, ну так случилось, например, он уже работал, и первоначальные навыки у него есть. Ему необходимо подтвердить свой уровень. Подтверждением может быть обращение в Центр сертификаций. У нас такие примеры есть. 

Андрей Иптышев: Остается добавить, что у нас есть определенные курсы, которые не заочные, они дистанционные. Все знают. Что у нас наше 96-ое училище в Ачинске, оно готовит специалистов для «Полюса». 

Проводятся ли в училищах Дни открытых дверей и кого туда впускают?

Конечно же, проводятся. Система презентации профучреждений сейчас ставится во главу угла. Много чего хорошего делается в этой области, и люди должны про это знать. Весной несколько раз в учреждения приглашаются ученики близлежащих школ, жители общежитий и другие заинтересованные лица. Мы проводим профориентационные ярмарки с перечнем всех профессий, предоставляем полную информацию по ним, ребята могут увидеть конкретные результаты, поучаствовать в мастер-классах.

Спрашивает Ольга, есть ли возможность во время обучения в училище или техникуме съездить по обмену на стажировку за границу. Или такие поездки возможны только в ВУЗах? И кто вообще из наших учреждений образования такие мероприятия проводит?

Людмила Казакова: Нет никаких серьезных ограничений на такие стажировки. Просто хочу сказать, что в нашей системе в  Ачинске, Красноярске есть учреждения, которые участвовали в подобных проектах. Был совместный проект с Германией и наши ребята на год уезжали на туда стажировку. В этом случае, что я хотела бы сказать. Дело в том, что программа по обмену и программа по стажировке - это область ведения самого учреждения.

То есть это само учреждение решает?

Людмила Казакова: Да, само учреждение составляет совместные учебные планы, договаривается с родителями о возможности таких стажировок. Наша задача в этом смысле, конечно же, способствовать и привлекать сюда тот лучший международный опыт, который есть. В прошлом году здесь были финны, потому что финская школа сделала серьезный прорыв в области образования взрослых. Наши учреждения работали с ними и заключали договоры по возможности. Из Германии до сих пор приезжают делегации, и наши делегации  директоров также ездят туда по обмену опытом. Здесь вопрос учреждений: организовать стажировку для учащихся.

А в ВУЗах процесс налажен?

Андрей Иптышев: В разных ВУЗах по-разному, но в целом, да. В федеральном университете насколько я знаю, есть стажировки и для преподавателей, и для учащихся. Если преподавателей брать и сотрудников, то порядка 500 человек прошли в прошлом году заграничные стажировки. У студентов – это стабильные программы академического обмена. Это есть и в аэрокосмическом университете и в ряде вузов других, очень много.

Вопрос от Марины: для студентов вузов есть губернаторский бал, а для учащихся техникумов ничего подобного нет. Обидно. Скажите, когда и у нас появится свое красивое и полезное мероприятие?

Людмила Казакова: Конечно хочется такое же красивое статусное мероприятие, но это второй шаг. На наш взгляд, важно не делить студентов и учащихся по уровню образования, здесь очень важно вместе участвовать и на IQ бале, и в других проектах. Например, уже в прошлом году наши учащиеся из Канска принимали участие на губернаторском балу, также 153 ребят только недавно вернулись с Бирюсы, где они были на слете студенческих отрядов - презентовали свое мастерство. Но, что хочется сказать, Марине как раз, сейчас серьезно развивается Ассоциация молодых профессионалов. Это молодежное движение. Я бы хотела, что бы Марина в своем учреждении вышла как раз на представителя. Они есть практически в каждом учреждении. Ассоциация возьмет на себя разработку проекта, а мы ей поможем. Со стороны власти мы все вопросы, которые необходимо урегулировать, будем решать. 

Мой сын учится в 9 классе, планируем, что он будет поступать на газосварщика. Я несколько переживаю, что в ПТУ идут учиться ребята из неблагополучных семей. Они по-другому относятся к учебному процессу и успеваемость у них ниже. Может, стоит создать разные классы для таких разных студентов?

Людмила Казакова: Такой стереотип уже давно он не имеет под собой такой почвы. Система, особенно если говорить о газосварщиках, система наша готова принять ребят с очень высоким уровнем квалификации, я сейчас буду говорить про центр сварки, это про 54 проф. лицей, в котором сейчас проходят переподготовку и повышение квалификации люди, имеющие высшее образование. А это значит, что преподавание заточено на людей с высоким уровнем образования, которые понимают, что они хотят. И мастера-преподаватели готовы с этим работать, это первое. Что касается раздельного обучения, я так скажу - дети в училищах они не берутся из неоткуда, они берутся из тех же школ, и в этом смысле мы все вместе учимся. Когда ребята из школ, где акцент делается на академическую успеваемость, приходят туда, где акцент делается на руки, на то, что ты умеешь сделать, предъявить, то ситуация резко меняется.  На первый план выходят бывшие троечники, они резко идут вперед, выступают на конкурсах профессионального мастерства и т.д. И вот последнее, все равно акцент я считаю надо сделать, что неблагополучная семья – это не клеймо,  это не штамп для ребенка. Да, в семье могут быть серьезные трудности, но система проф. образования, все-таки вторая ее функция – это социальная, поэтому есть определенные профессионалы, есть воспитатели, есть дополнительное образование, которое позволяет занять максимальное поле возможностей профессии. Это может быть техническое творчество, военно-прикладные занятия, т.е. очень широкий спектр дополнительного образования, где ребенок может себя реализовать, для того, может ну чтобы как-то снизить влияние семьи.
Татьяна просит рассказать о новых специальностях, которые есть в ПТУ. Как часто появляются специальности по заказу какого-то крупного предприятия, и кто их финансирует?

Людмила Казакова: дело в том, что одним из показателей того, что система наша меняется, как раз является смена профессий. Мы открываем профессию только при условии наличия заказов. Если появляется работодатель, то тогда мы начинаем про это говорить. Например, по статистике в прошлом году 36 профессий краевая система открыла. В этом году уже 40. Но это очень серьезная проблема – вопрос открытия новой профессии. Ведь нужен не только мастер, но и новое оборудование, инструменты. Поэтому вот открытие 40 – это очень большой показатель.

  Каким образом открываются? Откуда появляется вообще заказ? Прежде всего, работаем с отраслевыми ассоциациями. Вот Сибирская ассоциация гостеприимства, например. Вхождение, заказ и совместная наша работа с ними, она касалась, конечно же, и изменения обучающих программ. Их ресурс был вложен в профессиональную квалификацию и содержание программ. Организации могут выходить сразу же на министерство образования с заявкой, так сделали Ванкор, Славнефть, что им необходимы кадры. Могут выходить сразу напрямую на учреждение, и дальше мы начинаем обсуждать. Чтобы открыть профессию, какие вложения должны быть со стороны работодателя и со стороны государства? Понятно, что без смены материальной базы мы открыть профессию не сможем. Здесь опять же разные варианты. Либо, как в центре сварки.  Работодатели на 3,5 миллиона закупили современное оборудование для обучения. Ребята могут им пользоваться. Дальше содержание, ремонт оборудования – это всё за их счет. У нас есть другой опыт. Это, например, Сибирская стекольная компания. Чтобы профессию быстро открыть, а мы делаем ставку ну быстроту ответов на запрос, ребята идут учиться и работать на сами предприятия. Всё, что мы сейчас видим в городе, это стекло и метал, это конечно, заслуга Стекольной компании. И наши ребята уходят на те профессии сейчас, которые безумно востребованы. Это красивейшая мебель, которая состоит из стекла, это облицовочные панели и т.д. И, конечно же, с удовольствием идут учиться там, где потом можно серьезно трудоустроиться. 
Вопрос: Планируется ли какие-либо изменения в системе образования Профессиональных училищ?  Складывается впечатление, что, так называемое, ПТУшное образование, как клеймо. Детей учат определённому набору действий, а кто займётся их интеллектуальным и духовным развитием? Планируется ли появление в ПТУ предметов, которые способны воспитывать, развивать не только профессиональные умения, но и учить мыслить?

Людмила Казакова: Это очень хороший вопрос. Автор реально указала на существующие тенденции. Я могу точно сказать – в связи с тем, что раньше конвейерные производства были широко развиты, по десять тысяч человек стояло у конвейера, и можно было выполнять маленькие операции, то сейчас из-за технологических обновлений вместо двух тысяч остаются два человека. Вся остальная линия обслуживается автоматами. Это значит, что к этим двум специалистам совсем другие требования, кто их будет учить высоким компетенциям, мыслить в нестандартных ситуациях? Сейчас цена ошибки на таких предприятиях очень высока, и измеряется она в очень больших цифрах.

Андрей Иптышев: С другой стороны, очень большая часть наших выпускников создаёт свой бизнес. И мы планируем активно развивать эти бизнес-компетенции, конечно, это будут не бизнес-инкубаторы как после вуза, а что-то другое.
Людмила Казакова: Это совершенно правильно – мы должны учить тому, как выжить на рынке, как быть востребованным, как развиваться. И эти ключевые компетенции, о которых мы говорим, сейчас как раз отрабатываются в системе образования. Прежде всего, это образовательные технологии. Сейчас активно начинают внедряться, например, учебные фирмы, к примеру, в сельском хозяйстве, вплоть до выпуска своей продукции. Ребята учатся бизнес-логике. Всё это отрабатывается на имитаторах и тренажерах.

Андрей Иптышев: Сейчас мы формируем единый банк данных, создаем различные профессиональные модули. Допустим, вы автомеханик, но хотите овладеть навыками сварочной профессии, как всякий профессионал. И вам не нужно осваивать всю профессию, а достаточно лишь получить основные навыки, и в этом помогут модули. И мы пытаемся формировать подобную инфраструктуру. В рамках нацпроекта производится разработка модульных программ, уже сейчас можно взять модуль, который бы позволил выйти в национальную ассоциацию контрольной сварки и получить там международный сертификат. При условии, что ты владеешь квалификацией, конечно. 
Вопрос от Ольги: я студентка юридического техникума и хочу продолжить обучение и перевестись в ВУЗ. Есть ли у меня возможность учиться бесплатно, на каких условиях и на какой курс я могу поступать?

Андрей Иптышев: у нас подготовку юристов ведут в основном два вуза: это СФУ, который имеет юридический институт и Красноярский Государственный Аграрный Университет. Плюс у нас есть Сибирский юридический институт МВД. Но там специфика такая: во-первых, там они как бы не совсем студенты, они курсанты, то есть они все фактически находятся на службе. То есть это такая заочная форма, особый конкурс и т.д., там готовятся специалисты непосредственно для МВД. Что касается юриста, я могу сказать, что она может поступать на общих основаниях, то есть после техникума это однозначно. Если по заочной форме, то она может учиться по сокращенной программе. Юристы у нас всегда особое направление, там очень высокий конкурс, все зависит от неё самой
Объединим несколько вопросов в один: Если у меня есть цель работать в «Норильском никеле», куда мне нужно пойти учиться и что нужно делать, чтобы изначально быть уверенным, что место работы мне там гарантировано?

Людмила Казакова: Я тогда начну с начального профессионального. Дело в том, что два учреждения ведут подготовку в самом Норильске. Это 105-ое училище и 17-ое. Можно прямо там освоить профессии. Я бы здесь рекомендовала, конечно же, если человек находится в Норильске, обратиться сразу же в наши учреждения. «Норникель» реально делает ставку на наше 105-ое учреждение, в котором открывается их медиа-центр, который позволит держать связь со вмеси филиалами Норникеля. То есть по большому счету вы получаете доступ ко всем ресурсам и ко всем филиалам данного предприятия. Норникель серьезно вложился в материальную базу - 14 миллионов, как раз для того, чтобы кадры, которые выходили из наших учреждений целенаправленно могли бы точно трудоустроиться. Без различных доводок, подготовок и так далее.

Андрей Иптышев: Ну что касается высшего, Норильский николь - один из наших самых крупных партнеров. Он всегда работал очень плотно в нашем университете цветных металлов и золота, который потом ушел в состав СФУ. Там была специальная программа. Есть вуз в самом Норильске, там есть филиал федерального университета. Более того, есть масса специализированных федеральных программ специально для тех, кто будет работать в Норильском никеле. То есть в принципе для тех, кто желает на этом предприятии работать, существует масса возможностей. Ну насчет как узнать эти возможности – я еще раз говорю, нужно использовать Интернет. (смеются)
Дают ли отсрочку от армии учащимся училищ? И предоставляют ли жилье, если у учащегося есть жена и ребенок?

Людмила Казакова: Что касается отсрочек, то по новому законодательству, если поступает учащийся с 9-летним образованием, то по призыву он уходит только по окончании образования, то есть спустя три года. Если учащийся поступает после 11 класса, то его могут призвать в армию сразу. В вооруженных силах сейчас есть профессиональные центры, и он сможет уже там продолжить совершенствовать свои навыки. Общежития мы предоставляем только учащимся.

Андрей Иптышев: Сейчас рассматривается проект закона об образовательном кредитовании, мы давно пытаемся внести свои поправки, связанные именно с сопутствующим кредитом. То есть, чтобы человек из малообеспеченной семьи или из удаленной территории мог приехать, обучиться и взять кредит, может быть, на съём жилья, на покупку. Кредит на льготных условиях, под гарантии государства. Этот проект сейчас рассматривается, я думаю, что в ближайшее время он будет запущен. В нашем каре пока, что это проходит в качестве эксперимента, в котором  участвуют два вуза – там всего около 30 человек. Процедура оформления очень сложная. Но мы бы хотели ситуацию изменить, привлечь краевые ресурсы.  Мы могли бы субсидировать процентную ставку, гарантировать возврат средств, планировать для наших инвесттпроектов подготовку специалистов и т.д.. И всё это должно быть не только в вузах, но и в наших краевых учреждениях. Чтобы человек через год-два мог взять кредит, купить жилье, содержать семью и при этом нормально учиться. В общежитии же всё это практически невозможно.
На этом мы заканчиваем нашу онлайн-конференцию, к сожалению, не на все вопросы успели ответить наши гости, но на самые основные и злободневные пользователи сети ответы получили. Спасибо за участие!

Людмила Казакова: До свидания.
Андрей Иптышев: Спасибо. До свидания.

Андрей Иптышев
Андрей Иптышев
Начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки
Людмила Казакова
Людмила Казакова
Начальник отдела начального и среднего профессионального образования, воспитания министерства образования и науки