Итоги работы ГИБДД края за 2007 год

Начальнику ГИБДД задавали вопросы о расширении улиц в Красноярске, об установке светофоров на тех или иных перекрестках, о строительстве новых дорожных развязок. Также посетителей интересовало, каким образом сотрудники ГИБДД борются со снижением количества ДТП, произошедших по вине пешеходов, и увеличении числа патрульных постов, выставленных для борьбы с пробками.

Михаил Черников, отвечая на вопросы, отметил, что в последнее время количество пробок на дорогах города существенно уменьшилось благодаря работе Госавтоинспекции, однако, пропускная способность улиц не позволяет ликвидировать их совсем.

Вопросы и ответы

Уважаемые коллеги! Мы начинаем online-конференцию c начальником управления ГИБДД ГУВД Красноярского края Михаилом Черниковым. Тема конференции: «Итоги работы ГИБДД края за 2007 год и предстоящие изменения законодательства в области безопасности дорожного движения в 2008 году». С момента анонсирования конференции – это меньше недели – в адрес Михаила Юрьевича поступило более 100 вопросов. Сейчас мы получаем вопросы в режиме online по электронной почте. В течение часа мы постараемся ответить на большинство из них, по крайней мере, на самые интересные. Напоминаю, что наша online-конференция транслируется в Интернет в режиме online, также полная стенограмма, аудио- и видеозапись будут доступны сегодня на сайте online.newslab.ru. Если нет никаких возражений, можно начинать.

Вопрос от Вадима Мильмена, г. Красноярск. Работает человек в Сибирском Федеральном Университете. Сотрудники ГИБДД следят за скоростным режимом, рядостностью движения и особенно документами владельца. При этом полностью игнорируются пешеходные переходы, парковка таксистов на автобусных остановках, движение автобусов в левых рядах, выезд на перекресток во время затора, мелкие ДТП, которые могли бы оформить неспециализированные экипажи для быстроты, и парковка "как попало и где попало". Понимает ли руководитель инспекции, что все это только способствует беспорядку на дорогах?

Вопрос этот прозвучал первым, потому что поднимает большой круг проблем, и некоторые вопросы как раз этих проблем касаются. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Тут несколько вопросов. Первое, что хотелось бы сказать, это то, что сотрудники Госинспекции не только следят за скоростью, как здесь было сказано про узкую направленность, а конкретно нацелены сегодня на выявление аварийно опасных нарушений правил дорожного движения. Если говорить про пешеходов, то в этом году у нас по динамике идет снижение, и в целом, мы закроемся со снижением ДТП по вине непосредственно пешеходов, и, я думаю, что в первую очередь дало такой положительный результат – меньше 20% ДТП произошло по вине пешеходов – из-за того, что и водителей приучили. Есть 12 и 18 статья Кодекса административных правонарушений, где в обязанность водителя, в первую очередь, так как он является владельцем источника повышенной опасности и едет на защищенном транспортном средстве, он должен предоставить преимущество движения пешеходам. А если он не предоставляет преимущество, которое ему предоставлено правом, соответственно, он и несет за это ответственность.

Если говорить по парковкам, по стоянкам, то постоянно проводятся такие мероприятия. Они проводятся не только в режиме повседневного, а есть и целевые мероприятия: еженедельные – я имею в виду, что выходит личный состав, который обычно находится в кабинетах. Соответственно, те транспортные средства, которые располагаются незаконно на проезжей части, на пешеходных дорожках, на тротуарах, они эвакуируются и выставляются на штрафплощадку. Поэтому тут большой комплекс мер проводится, и понятно, что интенсивность движения растет, и понимаем, что в городе Красноярске проблема огромнейшая с пробками. Эта проблема будет возрастать, хотя по этому году можно посмотреть, что на основных перекрестках, улицах же было много проведено ремонтных работ по расширению проезжей части, что позволило, в принципе, сдержать сильные заторовые ситуации. Да, они возникают, но они возникают на определенный короткий промежуток времени. В основном транспортные средства у нас в городе Красноярске движутся. Хотелось бы, конечно, чтобы быстрей это было, но должны все понимать: если пропускная способность 2000 транспортных средств, улица по своей ширине и своим нормативным всем требованиям никак 2500 не пропустит. Да, необходимо много принимать мер, направленных на сознание водителя, которые просто бросают транспортные средства, уходят неизвестно куда, тем самым создавая какие-либо помехи.

А что касается скоростного режима, можно сказать, что это основное, наверное. У нас сегодня – это фактически третья часть дорожно-транспортных происшествий – именно тяжесть последствий зависела от скорости. То есть, если бы водитель двигался со скоростью, которая непосредственно предписана по той или иной улице, той или иной дороге, то дорожно-транспортных происшествий можно было бы избежать. Поэтому скоростной режим – это, конечно, стоит на сегодняшний день одним из аварийно опасных нарушений правил дорожного движения. Ну а водительские удостоверения – то же самое. Сами видим.
По поводу мелких экипажей, которые могли бы заниматься оформлением небольших ДТП – ведется ли в этом направлении какая-то работа?
В этом году ведется поэтапное выполнение президентского указа об оформлении ДТП страховыми компаниями. Со всеми подобными компаниями у нас прошло совещание, где помимо тех специализированных экипажей, которые у нас работают только по оформлению ДТП, а в полку ДПС у нас 48 человек задействовано, 18 экипажей выходит ежедневно. Плюс еще 1-2 экипажа по каждому району, а по статье 2.6 Правил дорожного движения, если водители единого мнения о случившемся, извещается единая диспетчерская служба страховых компаний, выезжает страховщик со всеми документами для оформления ДТП, который позже регистрирует все в автоинспекции и потом получает необходимые документы для страховых компаний. Вся эта работа очень объемная и большая, но она ведется. В Красноярске происходит около 140 мелких ДТП, почти везде подразумевалось нетрезвое состояние водителей, однако мы провели анализ и выяснили, что из 140 всего один-два водителя находились в нетрезвом состоянии. Остальное произошло из-за того, что водители осознанно нарушали ПДД, находясь в здравом уме и состоянии. В первую очередь, нужно водителю задуматься о том, как он ведет себя на дороге.
А когда будет работать в полном объеме?
В полном объеме он будет работать, у нас в городе Красноярске уже в полном объеме он работает. У нас страховые компании выезжают на место ДТП, они уже оформляют в течение года. И уже многие горожане, наверное, видели, что страховой агент приезжает, он в особом жилете!
Это аварийные комиссары...
Да, это аварийный комиссар. Он приезжает, оформляет материалы, но там где есть разногласия он не может оформить документы в полном объеме. Он фотографирует, видеодокументирует, чтобы избежать страховых мошенничеств. Это кстати стало одной из причин для того, чтобы избежать обмана - когда водители специально берут, выставляют транспортное средство, а потом пытаются предъявить иски к страховым компаниям! А когда это уже видеодокументировано, сфотодокументировано - то легко принять решение! Поэтому это уже год действует, а в полном объеме с 1 декабря следующего года заработает указ президента. Понимаете, инспектор уже не поедет на ту аварию, участники будут ждать страхового агента. На сколько это будет эффективней, на сколько это будет правильней, я думаю что поживем - увидим!
Вопрос от Рустама Байбурина: настолько мне известно трасса Железногорск-Красноярск не входит в число безопасных. При этом она активно используется как жителями этих городов, так и Сосновоборска. Одна из основных проблем трассы – ее пропускная способность. Есть много участков, где ширина и количество полос, вынуждает водителей выходить на обгон по встречной. Скажите, пожалуйста, планируется ли расширение трассы для улучшения безопасности движения?
Ну, я скажу, что в первую очередь, как раз агрессивность водителя заключается в том, что он пытается выехать на полосу встречного движения, обогнать. Хотя вот по федеральному закону уже и ответственность там исключительная. При управлении зачастую водители допускают такие нарушения, которые впоследствии приводят к летальному исходу для участников аварии. Если говорить в целом, то, конечно, эта дорогая, она аварийная, очень опасная. И опять же исходя из агрессивности поведения водителя, из-за их неосознанности, мы понимаем, что огромные денежные средства нужно вложить в то, чтобы увеличить эту дорогу, довести ее до хотя бы второй категории, чтобы она была у нас с разделительной полосой встречных потоков. Такая программа заложена. Я думаю, что до 2012 года будет реализован план поэтапного ведения дороги, и плюс еще развязка у нас там делаться будет. Поэтому определенным образом расписано как правильно сегодня ввести в эксплуатацию по частям эту дорогу. И потом в дальнейшем уже как можно больше уделив внимания безопасности, именно разделив транспортные потоки: с помощью искусственных ограждений не давать возможность водителю выйти на полосу встречного движения.
Тоже вопрос, связанный с дорогами, только теперь уже в Красноярске, Александр из Красноярска: Когда расширят улицу Шахтеров, и какой эффект Вы ожидали получить расширяя ул. Игарскую, но оставляя узкой ул. Шахтеров?
Мы об этом уже говорили неоднократно. Идет поэтапное развитие Красноярска, оно расписано до 2015 года, т.е. это большой комплекс мер, все что вы сейчас видите - это все полумеры. Т.е. Игарскую расширили, понятно, что Шахтеров необходимо расширить и выйти как минимум до 6 полос, но там есть жилые дома, которым необходим снос, там необходимо переселение жителей по ул. Шахтеров. Решение этой проблемы полностью расписано и будет финансироваться за счет краевого бюджета, за счет городского и субсидий из федерального бюджета. На следующий год на дороги Красноярска будет выделено более 2,5 миллиардов рублей, и в том числе как раз на решение проблем на ул. Шахтеров.
Прежде чем перейдем к другим проблемам, давайте подведем итоги уходящего года.
На сегодняшний день мы можем уже говорить, что совершенно более 5 тысяч ДТП на территории Красноярского края. Более 65 человек погибло. И более 6 тысяч травмировано. Если брать с аналогичном периодом прошлого года, то цифры фактически на одном уровне. Плюс 3,4 % в среднем по аварийности. Вместе с тем, исходя из анализа, 87% водителей транспортных средств виноваты в авариях! Они осознанно нарушают правила дорожного движения, понимая, что будут попадать под следствие, допускают нарушения осознанно. В результате получается такая не совсем благоприятная картина как города так и края в целом.

Если брать основные показатели криминагенности, есть вот по линии милиции, так и по госавтоинспекции, это число пострадавших на 100 тысяч населения и число ДТП на 10 тысяч транспортных средств, которые зарегистрированы, то мы фактически находимся на уровне РФ и Сибирского федерального округа. Здесь необходимо отметить что, более миллиона уже выявлено нарушений ПДД, более 40 тысяч водителей были отстранены от управления и оформлены за управление транспортным средством в состоянии опьянения, даже несмотря на ужесточение закона, водители все равно продолжают употреблять спиртное и управляют в дальнейшем транспортным средством. Что самое страшное, потом, фактически не понимая что творят, заново садятся за управление ТС опять в состоянии опьянения и совершают повторное нарушение. И говоря о том, как снизить эти цифры, потому что более 40 тысяч водителей в нетрезвом состоянии это огромная цифра. Почему водитель не понимает, что он садясь за руль в нетрезвом состоянии подвергает опасности не только себя, но и окружающих. Но и при ужесточении мы видим, что картина не изменяется.

Хотя вместе с тем можно отметить снижение количества аварий по вине водителей в нетрезвом состоянии на 15% , то есть здесь тоже можно посмотреть, так что водители стали осторожней ездить, употребляя спиртные напитки. И как можно так сказать движутся по тем улицам, которые менее аварийно опасные и стараются избежать встреч с сотрудниками органов внутренних дел, но хотя статистика говорит сама за себя - картина на сегодняшний день не спокойная.

С детьми тоже очень серьезная обстановка, 550 ДТП, 29 ребятишек погибло, более 600 у нас ребятишек получили телесные повреждения, фактически идет снижение общего числа, но по тяжести у нас на 2 ребятишек больше погибло, поэтому здесь необходимо в первую очередь обратить внимание взрослым! Взрослые сегодня допускают перевозку детей без специальных детских удерживающих устройств, без ремней безопасности и в итоге получается, что дети гибнут на дорогах. В более половины случаев, где погибли дети, это вина родителей! Поведение детей на дороге уже улучшилось, то есть это видно, что в школах стали больше внимания уделять основам безопасности дорожного движения, основам поведения на дороге. В дальнейшем у нас есть определенная программа, и строительство детского автомобильного городка, я думаю что ситуация в этом плане улучшится.
А вот с вводом ужесточений в 2008 году вы ожидаете снижения этой статистики?
Тут двойственно конечно! Ужесточение ПДД, в основном это конечно аварийно опасные нарушения ПДД. Это скорость, как видим из кодекса административных правонарушений, от 10 до 20 км/час остается фактически в том же самом, наказание в 100 рублей, от 20-40 в 3 раза, от 40 – 60 до 1000 рублей, от 60 лишение прав. Понимаем, что скорость выше на 60 км и более это фактически уже летальный исход, если будут какие-либо столкновения, поэтому здесь как раз законодатель предусмотрел наиболее жесткое наказание. Таким же образом наказание по тем водителям, которые у нас повторно управляют транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, это опять лишение. У нас есть водители, которые лишены прав и на 70 лет, просто дошло до того, что этим водителям терять нечего, они так сказать попали в тот момент, когда постоянно управляли и постоянно употребляли, и фактически не несли ни какой ответственности. Сейчас, если они лишены прав и управляют транспортным средством, то санкции увеличены, а если еще и в нетрезвом виде, то это безальтернативно 15 суточный арест. То 15 суток будут сидеть, и я думаю, что перевоспитываться. Плюс по истечении срока лишения, если водитель повторно получив права, дальше продолжает употреблять спиртные напитки, там предусмотрено увеличения срока лишения до 3 лет. Я думаю, позитивные сдвиги должны какие-то быть. В первую очередь мы пытаемся объяснить водителям, что нельзя сегодня нарушать правила не для того, чтобы избежать наказания, а для того чтобы избежать каких-либо аварийных ситуаций и самое главное избежать гибели на дороге. Гибель страшная картина и страшная цифра, 650 погибло человек это страшно, я считаю на территории края это очень страшно!
Когда поставят светофор на пересечении Робеспьера и Копылова?
Эта проблема носит довольно противоречивый характер. Да, он необходим, но сегодня на Робеспьера-Ленина есть светофор, на Робеспьера-Мира тоже есть светофор. Если на коротких участках дороги будут выставлены несколько светофоров, и это, соответственно, опять же затруднит движение транспортных средств и транспортных потоков, которые непосредственно с трех улиц у нас уходят, и потом в дальнейшем еще им приходится пересекать ту же самую Копылова-Робеспьера. Сколько накопитель сможет до ул. Ленина удержать транспортных средств? Его просчитывали: сейчас это фактически пиковая ситуация. Небольшое увеличение транспортных средств, и мы полностью забьем ул. Робеспьера, и, тогда в дальнейшем нужно будет снимать светофоры и пропускать как можно больше автомобилей. На самом деле там необходима двухуровневая развязка. Нужно строительство четвертого моста, все об этом говорят, подъездные пути от четвертого моста уходят у нас на ул. Брянскую во второй уровень. Когда это будет, тогда мы сможем уже реально говорить о том, что проблема разрешена.

Светофор установить – установят, он заложен на 2008 г, но опять же говорю, что он будет переведен в такой режим, когда непосредственно поток придется в основном сбрасывать с ул. Робеспьера, потому что там интенсивность движения самая большая. И насколько долго этот светофор может быть эффективным – опять же покажет время. Может быть, сейчас как раз по программе смотрим, есть возможность его установки каким-то образом изменить. Второй вариант – то, что через год он будет просто неэффективен, он будет только мешать.
Будет ли улучшена развязка на перекрестке около остановки «Космос»?
На 2008 год заложено строительство П-образного пешеходного перехода, не нужен будет пешеходный светофор, и движение машин не будет затруднено. Таким образом изменится организация движения и режим работы светофоров.
Андрей спрашивает: Здравствуйте! Хочу уточнить про автокресла. Существует ли какой-то ГОСТ для них или нет? Могу ли я сделать кресло самостоятельно и прикрепить его ремнем безопасности?
В первую очередь, я по большому счету не советую этого делать. Есть определенные требования к оборудованию, которое у нас помещается внутри салона – те же самые сидения, они же все естественно проходят определенный стандарт. Те же самые детские кресла, которые продают и реализовывают сейчас по торговым сетям, конечно, они имеют на сегодняшний день соответствующий сертификат качества, который позволит в безопасности держать ребенка. Я так понимаю, что самому сделать детское кресло будет довольно-таки сложно. Потому что там есть ряд и технических условий и соответственно необходимо ремни безопасности сделать. Если я так понимаю этот вопрос.
В целях экономии...
В целях экономии. Есть такие специальные корректировки ремнями безопасности для ребятишек, специально чтобы ремень безопасности не проходил возле шеи. В случае каких-либо там конфликтных ситуаций на дороге не смог передушить. Поэтому там сдвижка идет, он очень не дорогой, там что-то порядка пятисот рублей. Можно его приобрести, вставочку сделать и можно спокойно в принципе ребенка таким образом перевозить в автомобиле.
Ангелина из Красноярска спрашивает: Автолюбители Красноярска очень плохо относятся к пешеходам, заезжают на тротуары, едут на красный свет, не пропускают, когда человек стоит на пешеходном переходе. Есть ли вообще служба, которая может защитить пешеходов?
Я уже говорил об этом, да, сегодня масса нарушений, выявленных, водителями. У нас есть специальные критерий оценок серьезности таких нарушений, и плюс к тому же сейчас и штраф довольно таки жесткий – 2000 р. С 11 августа вступила в действие первая часть ФЗ 210, и конечно я могу сказать, что определенные подвижки есть. Есть люди, которые просто не понимают, еще раз говорю, они не осознают, пытаясь возложить все на то, что нет парковок, пытаясь отговориться тем, что интенсивность движения большая и поэтому «я нарушаю», не осознавая, что он управляет источником повышенной опасности. Надо понимать, что автомобиль и оружие – это одинаково, с оружием же никто не бегает по дороге, хотя и совершаются смертельные преступления. Мы должны точно таким образом сопоставить, что автомобиль – точно такое же оружие, и это транспортное средство, это оружие должно храниться в специально отведенных местах.
Вопрос противоположный. У моего старшего брата три квитанции за неправильный переход дороги, а платить он не собирается. Говорит, лень. Что ему будет за это, и не аукнется ли в будущем?
Ну, во-первых, за неуплату штрафов предусмотрена у нас статья административного правонарушения кодекса: статья 20-25 предусматривает или двойной штраф, или административный арест до 15 суток, поэтому тут необходимо, конечно, задуматься о том, что нужно заплатить штраф в сроки. Второе – это судебные приставы. Все постановления, которые не реализованы, которые не оплачены, они, соответственно, передаются в службу судебных приставов, и они уже, соответственно, исполняют эти решения и могут прибегнуть и к конфискации определенного имущества для того, чтобы погасить эти штрафы. Но в основном – это административный протокол в суд, и за два или более нарушения сегодня с судьями есть соглашение о том, что проводить совещание совместное. К таким лицам, которые два и более раза не оплатили штраф, будут применяться меры в виде административного ареста.
Роман из КрАЗа спрашивает: Хотелось бы прояснить вопрос уборки и чистки дорожного полотна в Красноярске. Как известно, обязанности по контролю за состоянием дорого возложены на специальных инспекторов ГИБДД. В частности, на ул. Пограничников и Металлургов видны наросты и ледяная кора. И таких улиц масса, убирается только центр города, по словам Романа.
Я скажу так – в первую очередь, надзорные функции возложены на Госавтоинспекцию. Если говорить о наших надзорных функциях, то мы уже на 40% больше привлекли к административной ответственности лиц, отвечающих за эту сферу. По этим улицам я разберусь, но у нас в каждом районе сегодня есть ответственный за контроль этих вопросов. Не нужно забывать, что у нас каждый день выпадают осадки, и коммунальщики просто иногда не справляются. На следующий год они получат огромную массу новой техники, что позволит улучшить ситуацию с уборкой дорог.
Здравствуйте, сотрудники ГИБДД изъяли мое водительское удостоверении за простроченные транзиты еще в 2005 году. Постановили уплатить штраф в размере 2500 рублей. Имеют либо право не возвращать мне водительское удостоверении, мотивируя моим отказом оплатить штраф, ГИБДД ведь не фискальный орган. Как мне вернуть свои права?
Во-первых, я не знаю как автор вопроса управляет сегодня транспортным средством, временное удостоверение уже не действительно, оно теряет свою силу с момента вынесения постановления об административном правонарушении, поэтому сейчас вот данный гражданин управляет транспортным средством незаконно и транспортное средство могут поставит на штраф-стоянку. Второе, он должен подойти в ГИБДД сегодня, конкретно к тому или иному сотруднику, в частности, в административной практике кто сидит, и обратиться со своим вопросом. Я хочу сказать, что водительские удостоверения изымаются только за те правонарушения, которые предусмотрены лишением прав управления. Это уже претерпело изменения, сейчас штраф за транзиты в размере 100 рублей, он должен обратится в ГАИ, и ему вернут права даже без уплаты штрафа, если у нет еще каких либо правонарушений, которыми предусмотрено лишение прав.
Как часто сотрудники ГИБДД сами сдают экзамены на знание правил движения? Спрашивает Виктор из Красноярска.
Для инспекторов ГАИ по профподготовке еженедельно проводятся занятия. Минимум они раз в месяц сдают основы правил дорожного движения. Руководители госавтоинспекций у нас два раза в год на полугодовых совещаниях и на годовых совещаниях собираются все вместе и соответствующим образом сдают экзамены не только по правилам дорожного движения, но и по всем нормативным документам, актам, которые сегодня непосредственно регламентируют деятельность ГИБДД. Они это всё полностью сдают. Ну а соответственно я думаю, что сотрудники регистрационных подразделений – те просто в ежедневном режиме.
То есть всё время?
Постоянно. Я могу сказать даже по себе в первую очередь. Заступив на должность, я в течение полугода не уходил домой, пока не прорешал 2-3 перфокарты с заданиями, потом уходил. Для того, чтобы восстановить знания, так сказать. Где могут быть пробелы, чтобы стыдно не было. Я думаю, что каждый из сотрудников автоинспекции нацелен на то, чтобы быть уровень знаний был достаточно высок, чтобы помогать участникам дорожного движения.
Посоветуйте хороший актуальный атлас дорог Красноярского края, и где его можно купить и за сколько? Может Ваше управление делает подобные вещи.
Делать такие карты – не делаем конечно, если касается вот именно атласа автомобильных дорог, они реализуются во всех торговых сетях, где продают продукцию соответствующую. В любой книжный магазин можно зайти, сейчас карты довольно-таки подробные, четкие, и там, с километражом, и со всеми остановками, сервисы и так далее, они продаются и доступны для всех, и я думаю, что просто надо прийти, посмотреть как для него более доступно в нескольких редакциях. Каждый гражданин волен выбирать, какую хочет карту.
Вопрос от Максима. Видимо, студент из Красноярска, КГТУ. Три вопроса. Можно ответы такие - более короткие. Постановка-снятие с учета авто. На это приходится тратить много времени. Будут ли улучшения?
Понимаем: проблема очень большая. Сейчас в настоящее время отвод земли у нас уже сделан под строительство регистрационно-экзаменационного центра – огромного центра на Северном шоссе. Если все пойдет, как положено, по плану, то есть, то, что мы в перспективе расписали, это будет государственное предприятие, которое будет за счет субъекта построена, за счет инвестиционного проекта. Там как раз могут эти вопросы разрешиться. Планирует 32 окна, мы тех. задание дали уже – непосредственно: что необходимо.
Центр, в котором весь город будет?
Центр огромный будет. Он четко систематизированным будет. Но это перспектива 2010 г. Начало строительства – 2008 г. Это 15 линий техосмотра для того, чтобы людям можно было долго в очереди не стоять, и по техосмотрам можно будет более комфортабельно совершать регистрационные действия, и можно тут же сдать экзамены – практический и теоретический. Там классы специальные будут оборудованы, то есть, это будет целый комплекс - на 6 гектарах земли. Мы понимаем, что здесь как раз при вводе этого комплекса будут вопросы разрешены. 1000 парковочных мест для того, чтобы можно было подъехать, нормально расположить транспортное средство. То есть, там целая система, о ней можно много рассказывать, как там будет сделано, и, соответственно, уже подготовлен генплан строительства этого центра. Я думаю, что отдельно, когда уже получим полностью все разрешения, и у нас будет соответствующим образом проведен конкурс, подрядчик будет определен, будут выделены денежные средства.
Когда планируется запуск этого объекта?
2010 год. Три года надо на строительство, это очень большой комплекс, за Уралом он станет первым. Есть еще подобный есть в Кемерово, но в усеченном варианте, я туда приезжал специально, и смотрел. Там фактически нет очереди, за 20 минут любой житель Кемерово может пойти и поставить или снять с учета автомобиль. Некоторые недостатки мы заметили, в частности, по оплате за услуги, мы их исправим в нашем случае. В Кемерово 16 окон, и мы понимаем, что их уже тоже не хватает. В перспективе мы закладываем 32 окна с обслуживанием населения. В Москве я такой комплекс видел в Северо-Западном административном округе, и если у нас все получится – будет такой же.
Максим спрашивает. Возможно ли вернуть кнопки для пешеходов на светофоры? Сейчас ночью наблюдаю такую картину: светофоры мигают желтым, и трудно перейти дорогу, никто не пропускает. А когда еду – наоборот никого нет, а светофор работает.
Кнопки на проблемных участках дорог присутствуют, в основном. Мы понимаем, что не всегда получается пересечь тот или иной светофор и угадать движение пешеходов на участке. На улице Копылова и на Южном проезде в рамках федеральной целевой программы закладывается строительство интеллектуального светофора, сканирующего транспортные потоки и пешеходов с помощью камер. Он сможет автоматически менять режимы работы. 27 млн рублей уже потрачено, закуплено оборудование, оно уже устанавливается, на улице Копылова и Южном проезде мы скоро его увидим. Если эта система будет развиваться, то ничего нажимать уже не надо будет, светофор будет сам переходить из одного режима в другой.
Еще одна больная тема - парковка во дворе. Вопрос: в моем дворе несколько соседей паркуют свои машины на газонах, что делать? Я знаю, что нужно жаловаться участковому, но боюсь что он скажет моим соседям и они на меня обозлятся. Можно ли как-то анонимно пожаловаться, что б запретили портить зеленые насаждения?
Нарушение законодательства по парковке во дворах, его нет. Предусмотрена ответственность как раз законом Красноярского края. Мы работаем по этому направлению. Тяжелее бывает там, как определить границы газона. В ряде случаев, когда обжалывают эти действия в суде, доказать что это был газон очень тяжело, так как он не обордюрен, то есть бордюрный камень уже сравнен с проезжей частью, то что там фактически насаждения не растут, ограждений каких либо искусственных нет. Поэтому очень тяжело определить, как правильно сегодня поступить при оформлении того или иного нарушения.

Но я скажу так, оформляют сотрудники ГАИ за данный вид нарушений, но обращаться стоит не к участковому, а больше к органам исполнительной власти. То есть они должны сегодня четко, нормально обозначить границы газона, огородить их соответствующим образом, но понимаем, что парковок не хватает, что нужно строить как можно больше и стоянок, и подземных гаражей, чтобы транспорт можно было оставить.

Сейчас у на пока такого нет, как на западе, где стоят паркетитинги, где четко законом определено время, где может транспортное средство находится на территории двора, а в остальное время оно должно быть убрано, иначе будет назначен очень высокий штраф. У нас пока такого законодательства нет и конечно тяжело говорить сейчас о том, чтобы навести порядок. По конституции он свободен, где хочет он там может поставить, если это не ограничено какими либо действиями иных законодательных документов. Во дворе какой знак можно поставить? Это сейчас все возложено на органы исполнительной власти, если есть газоны, и если их портят, то необходимо конечно идти в органы исполнительной власти, соответствующее заявление писать, для того, чтобы они смогли четко, грамотно распределить детские площадки, оградить эти детские площадки, газоны и т.д.
Павел спрашивает: когда будут штрафовать и убирать таксистов с автобусных остановок?
Постоянно штрафуем. Понимаем, что просто автобусных остановок очень много, на каждую, конечно, инспектора не поставишь. Но утром объезд делают специальный, когда интенсивность у нас огромнейшая и людей везут на работу, по делам. Где возвращаются потом уже в вечернее время. Масса водителей привлекается к ответственности. Но поймите, что остановок намного больше, чем экипажей. И мы говорим, что в город Красноярск выходит всего порядка тридцати экипажей, то остановок у нас больше наверно тысячи. Где найти столько инспекторов, которые смогли бы четко и эффективно сработать по этому направлению? Штраф, очень малый штраф. И соответственно это сейчас и позволяет ставить транспортное средство на остановке. Мы понимаем, он не только мешает сегодня автобусам подъехать – он сегодня мешает транспортному потоку, который движется в попутном направлении. Потому что, останавливаясь в неположенном месте и заезжая в карман, водитель автобуса перекрывает полосу и тем самым сокращает пропускную способности улицы и дороги.
Вопрос взяток один раз затронем. Сотрудники ГИБДД берут взятки, пишет Степанов из Красноярска. На какую сумму Вы оцениваете годовой оборот взяточничества по краю? Есть вообще такая сумма или цифра такая?
Во-первых, такую цифру никто не предъявит. Я хотел бы сказать, что есть ответственность за дачу взятки. Мы всегда об этом говорим, меня поражают люди, которые говорят «да, я давал взятку, но не совершал преступление». Тоже самое он может заявить и про кражу, и про убийство. Дал взятку сотруднику ГАИ, зачем даете взятки? У нас есть спецподразделение, которое непосредственно борется с этим сейчас. Очень много работы проводим, мы выгоняем людей, возбуждаем уголовные дела в отношении таких сотрудников. Но самый основной момент - дача взятки – это уголовнонаказуемое деяние, и когда человек откровенно сознается об этом, то он сознается в совершении преступления.
Т.е. должны наказываться и та и другая сторона?
Конечно. Зачем даете взятки, спрашивается. Для чего? Если говорим о том, что в основном взятки дают от того, что нет нормальной системы оплаты штрафов, потому что за те 100-200 р. идти в Сбербанк или каком-то банковском учреждении, заполнять те самые квитанции, уходит очень много времени и т.д., вызывает дискомфорт, говорит – «я лучше инспектору отдам 100 р.», это тоже самое, что «мне не на что жить, я пойду сворую наверно какую-то вещь и потом соответственно я смогу прожить», тоже самое говорится и о тех, кто дает взятки. Поэтому, еще раз говорю – масса работы проводится в данном направлении, целое подразделение работает, специализированное именно по ГАИ. По крайней мере, в этом году более 20 сотрудников уже у нас были привлечены к ответственности, как раз где мы ловили по этим вопросам, мы могли говорить о том именно, что они были замешаны именно в получении взятки. Но опять же, мы должны сказать, привлекаются те лица, которые дают взятку. Надо не забывать об этом, зачем давать взятку, смысл. Не надо нарушать правила дорожного движения, и вас не привлекут к ответственности, и не надо будет каким-то образом договариваться с инспектором.
Как вы относитесь к тому, что женщины сейчас все больше и больше ездят? Есть же статистика: кто чаще становится виновниками аварий? Как раз женщины интересуются.
Вопрос на самом деле очень серьезный. Психологически женщины в большем процентном соотношении не готовы сегодня к участию в дорожном движении в качестве водителей. Есть статистика, и статистика очень страшная, о том, что фактически половина ДТП сегодня с участием женщин.
Женщин больше вообще в процентном соотношении?
Мы говорим о процентном соотношении в качестве водителей. Пока водителей больше мужчин еще. А если мы говорим сегодня о том, что женщины у нас динамично осваивают вождение, и 80% в учебных группах для получения прав управления составляют женщины. Мы понимаем, что динамика идет к тому, что у нас скоро женщины с мужчинами сравняются по водительской, так сказать, категории.
То есть, пока их все равно еще меньше?
Пока их меньше, но фактически на уровне идут - по уровню аварийности – половина. Половина женщин-водителей попадают в дорожно-транспортные происшествия. Зачастую, конечно, это все-таки зависит от психологического фактора. В тех или иных чрезвычайных ситуациях женщина не может грамотно сориентироваться, и, соответственно, совершает деяние, которое потом квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие и последствие. Обучаться надо. Думаю, нужно разграничить обучение водителей, то есть, водители – они, в основном, любители. Женщин-профессионалов у нас очень мало. А водители-любители, в основном, обучаются точно таким же образом, по той же программе, что и профессионалы. Их учат теоретической части, они механику проходят. Им этого не надо. Им больше надо практических данных. Именно как правильно вести себя на дороге, как руководствоваться теми или иными знаками, светофорными объектами. Зачастую женщины не понимают даже элементарных правил - правило правой руки. Ко мне приходят женщины, в основном иногородние подписывать на сдачу прав, спрашиваю: допустим, нет светофора, светофорного объекта, нет знаков, как будете проезжать, когда справа подъезжает автомобиль, откровенно говоря, треть женщин отвечает так: кто быстрей подъехал, тот и поедет. То есть, мы понимаем, что и обучают их слабо, и дают в автошколах не те знания, которые им необходимы. Поэтому я думаю, что в процесс обучения будут некоторые изменения введены. Я думаю, что здесь какая-то динамика положительная будет.
Недавно в распоряжение ГИБДД поступило несколько десятков автомобилей Лада-Приора. Сотрудники довольны новыми авто? И еще вопрос был по поводу того, что московские гаишники пересели на «форды», получается, в этом плане вы в отличие от них поддерживаете отечественного производителя, и вообще какие планы относительно транспорта для работников ГИБДД?
Мы говорим о бюджете, в первую очередь. Приора сегодня лучший автомобиль отечественного производителя, и он более доступен в обслуживании. Поэтому мы и закупили, в основном, эти машины. На 2008-09 гг. запланировано приобретение в рамках целевой программы по краевому бюджету автомобилей «Camry» и «Ford» для сотрудников ДПС, несущих службу на улицах. Это первые шаги, и сегодня мы понимаем, что мы пока не потянем массовый переход на иномарки, потому что их обслуживание дороже отечественных моделей.
Разъясните, пожалуйста, ситуацию со штрафами за тонировку автомобиля, и могут ли сотрудники ГИБДД оштрафовать за тонировку прямо на месте без проведения соответствующей экспертизы, и какая тонировка разрешена на передних боковых стеклах автомобиля?
В первую очередь сотрудник ГАИ, сотрудник ДПС, который останавливает и выявляет таких водителей, он конечно без специального прибора, который светопропускаемость стекол замеряет, не может привлечь к ответственности, выписать квитанцию, составить протокол, ничего не сможет сделать. Только путем проведения соответствующего замера. Замер у нас по передним боковым стеклам идет допуск 25% светопропускаемость, а по лобовому стеклу 20%. Ну это фактически когда стекло хорошо просматривается и в темное время суток. Задние боковые и заднее лобовое стекло может затонировать на 100% при условии нахождения двух боковых зеркал.
Вопрос, тоже тема, которая интересует наших пользователей. Скажите, пожалуйста, когда обучат инспекторов жестам регулировщика? Пытаясь регулировать на неработающим перекрестке, они только вводят в заблуждение участников движения. Непонятно: или они бабочек отмахивают, или в конвульсиях бьются. Регулирование дорожного движения с помощью палочки смотрится очень эффектно. Это можно назвать своего рода искусством.
Согласен. Есть такие моменты. Но отчасти. Вот к любому водителю, вот сейчас подойди и спроси - 95 % сейчас не знают жестов регулировщика. Просто не знают. Возьмем три основных жеста регулировщика. Вот если он этими тремя жестами будет руководствоваться, то транспортные средства – вообще никто не тронется. Поверьте, 95 % не знает с какого плеча, с какой стороны разрешено какое движение. Направо, налево, разворот, в прямом движении, где должны переходить пешеходы и так далее. Это все определено правилами дорожного движения. Но с этим уже в частности водители у нас не сталкиваются, они этого не изучают.

Вот мы привыкли к тому, что выйдет сегодня инспектор и так сказать на сленге «разрулит пробку». Но сегодня даже при работающем светофоре у нас выходит инспектор и начинает сдерживать потоки автомобилей. И светофор, и инспектор, в основном из-за этого у нас все проблемы, водители не могут сориентироваться.

Далее, проблема - когда выезжает на перекресток транспортное средство, когда уже образовался затор. Зачем выезжать, когда предписано правилами дорожного движения, что он должен остановиться. Вот эта агрессивность водителя приводит к усугублению ситуации. У нас двигаются так, как хочется, а не как требуют правила. Вот он стоит в небольшом заторе. А надо водителю быстрей проехать, неизвестно по каким причинам. Он выезжает на полосу встречного движения, обгоняет всех и подрезает, становится. Тем самым еще возбуждая еще этот поток, который стоит.
Да, все едут за ним.
И все пошли циклически, такая цепочка, где в результате совершается мелкое касательное дорожно-транспортное происшествие, которое парализует движение полностью. И так далее. То есть здесь необходимо прорабатывать те или иные вопросы. А по регулировке – если кто хочет посмотреть, каждое утро проводится развод. В полдевятого утра на Брянской, 23. Инспектора и с ними командир строевого подразделения проводят как раз занятия по регулировке.
Насколько законно требование инспектора ДПС дыхнуть ему в лицо? По-моему это унизительная процедура – Виктор Юрьевич из Красноярска.
Конечно, не должен такого инспектор делать. Есть основания для привлечения к административной ответственности или основания для направления на медицинское свидетельствование, это запах алкоголя из полости рта. Конечно, он достигается тем, что «дыхни мне в лицо». Есть еще ряд методов, это – неустойчивая походка, это зрачки расширены и т.д., можно пригласить водителя, если он сомневается, в автомобиль, поговорить с ним там и можно будет сразу уловить запах. Дышать в лицо - я скажу, что не должны инспектора таким образом делать. Они, во-первых, сами себя подвергают опасности, бактериями дышать, да, и второе, самое основное, конечно, это не совсем порядочно в отношении участника дорожного движения.
Денис из Красноярска интересуется: Всегда хотел узнать: штрафуют ли за секс в машине?
Пускай откроет правила дорожного движения и кодекс, почитает. Про секс в машине там ничего не написано.
То есть, это уже дело органов милиции. Василий интересуется: хотели ли бы Вы стать ведущим передачи типа "Top-Gear" и вообще какие передачи о дорожных проблемах Вам нравятся? Следите ли Вы за этим или нет вообще?
Я думаю, что скорее всего, я занимаюсь тем, чем занимаюсь, и как бы сказать, говорить о том, что хотел бы я стать ведущим, может быть, скорей всего, не ту тропу я выбрал.
Ну ладно, давайте тогда не о ведущих. А вообще есть какие-то передачи по телевидению, которые стоит водителям смотреть, чтобы как-то, значит, "образовываться"?
Есть ряд сегодня передач – наша передача "002" идет – посмотреть тоже можно. Очень большой блок информационный предоставляется там как раз по правилам дорожного движения, по аварийности, причинам возникновения. Есть ряд федеральных каналов, которые непосредственно направлены на то, чтобы рассказать, как правильно вести себя на дорогах. Очень много есть на "ТНТ", я просто не смотрю, сейчас не скажу, но есть. Четко разбирают дорожно-транспортные происшествия, в каких случаях как должно было двигаться транспортное средство, чтобы избежать того или иного столкновения. Есть передачи, которые направлены, опять же, на повышение агрессивности водителя. Я думаю, что их надо смотреть, может быть, скорее всего, для того, чтобы испытывать себя на гоночной нашей трассе "Красное кольцо". Пожалуйста, там можно вести себя, как хочешь. Ограничений скорости нет. Мы проводили там даже заезды, гонки среди инспекторов ДПС. Видел, наверное, весь край, и не только край, показывали на всех каналах. По большому счету, там нет ограничения скорости. Там можно лихо входить в виражи, повороты. На прямой трассе там есть такие товарищи, которые развивают скорость до 240 км/ч, в том числе, и на мотоциклах, пожалуйста, там ездят. Поэтому именно агрессивность свою выливать надо там. А потом уже в дальнейшем выйти на дорогу и ехать более-менее спокойно.
Вот еще один вопрос от Михаила Галустяна. Я не знаю от самого ли. Как Вы относитесь к персонажу гаичника, который не берет взяток, в передаче "Наша Russia", если Вы смотрели. Просто еще я совместил с еще одним вопросом: какова средняя зарплата сотрудника ГИБДД? Слышал, что в этом году ее подняли.
Если сразу на второй вопрос сразу ответить.
Можно, как хотите.
Нет понятия сегодня отдельно о структуре органов внутренних дел, структуре милиции, поэтому вопрос повышения заработной платы как раз касается 15% в целом по органам внутренних дел, в целом по милиции. Сейчас инспектор ДПС фактически на территории Красноярского края получает в районе 12 тыс. рублей. Повышение конкретно инспекторам ДПС будет рублей на 700-800.

Ну а то, что показывают в "Наша Russia", я считаю, что это, конечно, сарказмом. Видимо, такое изображение нравится определенному, так сказать, обществу. Но фактически никто же не замечает о том, сколько жизней спас инспектор ГАИ. Если посмотреть, сколько у нас сотрудников действуют даже во вред своему здоровью…

Недавний случай возьмем, был в субботу. Водитель в состоянии алкогольного опьянения, проезжая мимо радио рынка, повел себя очень опасно, агрессивно повел, он подверг опасности всех, кто там был. Понимаете, там скопление людей. Инспектор ДПС, это днем было, инспектор ДПС выбежал, останавливает его. Он остановился, увидев инспектора, а потом резко тронулся. Инспектор ДПС кинулся на него, 40 метров он его протащил. Все-таки предотвратил движение дальше в толпу. Водитель оказался пьяным абсолютно. Казалось бы, этому инспектору смысл был кидаться на эту машину, с пьяным с этим бороться. Он получил телесные повреждения, сейчас находится на излечении. И таких случаев очень много, когда отчаянно сотрудники ГАИ все-таки, не боясь каких-либо последствий, пресекают опасное поведение, предотвращают зло на дороге.

А опять же взятки, опять же тот сотрудник, который якобы вымогает, конечно, в первую очередь, он не чист на руку. Но его побуждают, в основном, водители, сами побуждают, поэтому тут надо задуматься, что нельзя быть таким.
То есть, надо формировать правильный образ?
Да, правильный образ, конечно. Но я вот честно скажу: можно прямо просто-напросто выйти с камерой, подойти к инспектору ДПС к любому, скрытой камерой снять его. В большинстве случаев это будут помощники, в большинстве. Есть, еще раз говорю, плохие сотрудники. Хотелось бы их всех убрать, но в большинстве, еще раз повторяю, это нормальные парни, которые пришли не для того, чтобы каким-то образом заниматься поборами, а непосредственно служить. За такую зарплату, в принципе, работать, конечно, на сегодняшний день тяжело. Посмотрите, что творится у нас по жилью. В первую очередь, где взять квалифицированных сотрудников, конечно, надо предоставить им жилье. На эту зарплату купить какое-либо жилье очень тяжело, поэтому сотрудники чисто воспитаны семейными традициями или традициями, которые были вложены, видимо, по его воспитанию, и служат у нас. Еще раз говорю: есть парни у нас, большинство нормальных, хороших, положительных. Я думаю, что и стереотип постепенно изменится.
Михаил Черников
Михаил Черников
Начальник управления ГИБДД ГУВД Красноярского края