Культурная жизнь Красноярска и края

25 марта 2008 года состоялась онлайн-конференция руководителя агентства культуры администрации Красноярского края Зои Благих.

Отвечая на вопросы посетителей, Зоя Борисовна приоткрыла некоторые тайны грядущего фестиваля «Сибирское кольцо», рассказала о ходе реконструкции красноярских театров, о судьбе театра кукол и хореографического училища, поделилась информацией о новых проектах агентства, а также призналась, что никогда не впадает в депрессию и иногда смотрит сериал «Доктор Хаус».

Вопросы и ответы

Добрый день! Мы начинаем онлайн-конференцию с руководителем агентства культуры администрации Красноярского края Зоей Борисовной Благих. Нам поступило около двухсот вопросов. Интернет-конференция транслируется в режиме реального времени на сайте online.newslab.ru. Стенограмма конференции будет доступна интернет-пользователям в течение дня. Итак, приступаем.
Добавим, что у нас есть практика обязательно оставлять возможность ответить на все вопросы, даже на те, которые не прозвучали, или пришли позднее.
Начнём. Евгений из села Ирбейское спрашивает – В нашем крае совершенно нет своей сувенирной продукции. Уже лет двадцать я занимаюсь резьбой по дереву, изготовлением резной, эксклюзивной мебели, сувениров, авторской деревянной скульптурой, живописью, работаю вместе с сыном. Но проживая в с. Ирбейском, мы не имеем возможности достойно продать свою продукцию, и не знаем как вывезти её за пределы края. Мы готовы организовать артель по производству резной мебели или сибирских сувениров, но не знаем как реализовывать наш товар. Неужели в крае никто не заинтересован в производстве собственной, эксклюзивной, сувенирной продукции?
Не совсем так. Очень заинтересованы. Единственный вопрос, который требует детального обсуждения, в том числе с участниками и заинтересованными лицами нынешней конференции заключается в поиске механизма сбыта. Надо сказать, что мы уже неоднократно проводили встречи на местах, особенно там, где у нас традиционно развито ремесленничество, где открыты дома народного творчества, и так далее. Мы говорили о необходимости создания своего собственного брэнда, понимаете? Ведь мы когда выезжаем за пределы Красноярского края, мы понимаем, что всё, что связано с берестой, резьбой по дереву, мало чем отличается от сувенирной продукции Красноярского края. Особой популярностью за пределами Красноярского края пользуются изделия из камня, изделия из кости – и, собственно говоря, всё. Потому что вся сувенирная продукция, которую мы сегодня имеем в наличии, в огромном количестве и ассортименте представлена на том же Арбате. И, согласитесь, везти туда аналогичные вещи, даже уникальные для Красноярского края, неоправданно. Поэтому на сегодняшний день, хочу вам сказать, болею только одним – созданием проекта по реализации и сбыту подобных вещей.

А к местам продаж все везут сами – вот я только что вернулась из министерства культуры, там был большой координационный совет, и мы ездили по Подмосковью, которое славится своими традиционными промыслами. Ну, что тут говорить – там ткачество, и плетение, и лозоплетение, и фарфор, и очень много других представителей, и у каждого есть свой брэнд, своя марка. И, например, даже вербилковский фарфор отличается от Дулёво, как небо и земля. И ты понимаешь, что это школа мастеров. У нас же на сегодняшний день трудно различимы поделки из Бирилюсов и поделки из южных районов Красноярского края. У Шушенского есть свой логотип, и они его очень активно используют – я имею в виду Шушенский музей, очень активно насыщая рынок традиционно производимой продукцией. Вот это на сегодняшний день тот манок, который интересен. Я готова с людьми встречаться, готова размышлять, но, к сожалению, попытки предпринимателей, даже малого бизнеса, представить на рынке эту продукцию пока успехом не увенчались. Ну что идёт – идут бальзамы, идут эликсиры.
Ну а как им вывезти свою продукцию – у них есть предложения из Италии?
В этой связи надо понять – есть ли у самого автора вопросы, предложения по вывозу?
Говорит, что есть предложения, но не знает, как вывезти.
Ну давайте встречаться. Давайте встречаться, конечно. В четверг, с 16 часов, каждую неделю, приём по личным вопросам, телефон 23-33-88.
DJ Ganesh нам написал: не планируется ли в управлении культуры гранты или программы поддержки молодых ди-джеев? Многим хочется выпустить хотя бы свой первый презентационный диск, но даже на минимальный тираж сложно собрать деньги.
Ну вы знаете, для этого, в частности, разработаны грантовые программы губернатора. Я полагаю, что следующий год, который мы объявили годом молодых, представит возможности в том числе и для реализации таких проектов. Единственная просьба – всё-таки достаточно серьезно и самокритично отнестись к оценке своей деятельности. Потому что, поверьте, подать заявку на грант – это еще полдела, очень важно пройти экспертный отбор. И мне кажется, что все заявления, которые сегодня выражаются такой фразой «а собственно говоря, кто такие судьи» ну не имеет под собой никакой основы. Если ты действительно понимаешь, что то дело, которым ты занимаешься, достойно подражания, и оно заинтересует большой круг почитателей, то неплохо бы сходить в наш дом композитора или филармонию и посоветоваться с профессиональными музыкантами, как правильней, грамотней и, если хотите, профессиональней сделать это. Поэтому я думаю, такая возможность представится уже в 2009 году. Сейчас мы разрабатываем положение, и думаю, что это будет правильно.
Вопрос из Красноярска. Расскажите, пожалуйста, о судьбе журнала «День и ночь». Почему его не видно уже очень давно?
Вы знаете, мне сложно говорить об этом журнале, потому что я все равно глубоко убеждена, что детище, проект существует при наличии художественного лидера. С уходом Романа Харисовича (Солнцева, главного редактора литературного журнала «День и ночь»), конечно, мне не очень просто сейчас говорить, потому что я и сама обеспокоена. Не могу сказать, что в последние годы он выходил с очень четкой периодичностью или по какой-то схеме – находили средства, поддерживали, он очень активно пользовался разного рода грантами. Как обстоят дела сейчас, не могу сказать, потому что, наверное, нужно дать время. Мы для себя всегда ставим такой период где-то около года, чтобы мы понимали, справится ли редакционная коллегия, художественный совет с теми нагрузками, которые сейчас на них возложены в связи со смертью Романа Харисовича. Поэтому если есть предложения, готовы размышлять.
К вопросу о литературе, от Дмитрия. Он пишет: Слышал, что Путин говорил о госзаказе на литературу. В связи с этим вопрос – есть ли у нас в крае такой госзаказ? И если есть – где можно узнать подробности. Очень хотелось бы попробовать себя в этом направлении.
Ну тут надо разделить две вещи. У нас уже существует система государственного заказа на комплектование библиотечных фондов – это одна составляющая. На издательскую продукцию у нас существует грант «Социальное партнерство во имя развития», который в общем, достаточно активно поддерживает проекты молодых о крае, проекты, связанные с детской литературой, с поддержкой национальных традиционных культур и т д. Если речь идет о проектах госзаказа на литературу как таковую, то, к сожалению, пока механизмов нет. И заявления Владимира Владимировича, конечно, обнадеживают. Надеюсь, что, может быть, появится в скором времени определенный нормативный акт, на основании которого можно было бы размещать заказы на ту или иную литературу. Пока мы можем только, руководствуясь прайс-листами или каталогами издательских компаний, отслеживать или приобретать для себя необходимую нам прежде всего литературу.
Нет такого, чтобы автор пришел, и ему выдали темы?
Пока нет, но если речь идет о молодом авторе, о начинающем писателе, поэте, как хотите, публицисте, может быть, то я думаю, что 2009 год реально представит такую возможность.
Барби из Красноярска спрашивает: «А вы смотрите Евровидение? Будете болеть за Диму Билана?»
Боюсь разочаровать человека, задавшего этот вопрос, но я не считаю Евровидение серьезным музыкальным конкурсом. Он, скорее, конъюнктурный, нужный для того, чтобы продемонстрировать некие внутренние соревнования продюсеров, я бы так сказала. Полагаю, что у нас достаточное количество молодых перспективных исполнителей, просто в них вложено значительно меньше денег, чтобы везти их на Евровидение, и, самое главное, пытаться получить эти деньги обратно. Достаточно вспомнить прошлогодний конкурс с «Серебром». Не всё то серебро, оказывается, что выступило на Евровидении. Поэтому, я думаю, что если представится возможность – то посмотрю, или узнаю результаты в интернете.
Хотелось бы узнать, принимают ли краевые власти участие в судьбе Дома Кино? а то было такое хорошее начинание, а сейчас есть ощущение, что оно немного не оправдывает себя
Тема эта… как бы поделикатней слово найти.. я бы сказала, практически закрытая тема. Потому что, к сожалению, все наши предложения, с которыми мы ходили к руководству города, остались без ответа. Как мне докладывали руководители городского управления культуры, есть определенные концепции развития Дома кино. Пока мне кажется, что вся концепция сводится к хаотичному проведению мероприятий, которые случайно возникают, потому что… не буду пока комментировать, время, в общем, нас, наверное, рассудит, мне кажется, что там не хватает самого главного – заинтересованности, прежде всего, руководителя в наполняемости жизнью этого дома. Уникальное месторасположение, уникальные традиции, но, в общем, наверное, все зависит от масштаба личности, а самое главное стремление и желание этой личности наполнить дом жизнью!
Группа вопросов про фестиваль «Саянское кольцо», фестиваль очень популярный. В основном спрашивают об организаторах – куда делся организатор фестиваля Андрей Катаев, нет ли опасения, что без идейного вдохновителя фестиваль окажется нежизнеспособным? Спрашивают также, какой будет формат, почему организаторы уехали в Москву, а аналогичный фестиваль решили проводить на Алтае?
Ну, про Алтай я не знаю ничего – я знаю, что Андрей Катаев в Москве, занимается организацией такой этнической деревни, где будут представлены разные национальности, ранее и ныне проживающие на территории России. Дай бог ему успехов, потому что он мальчик небесталанный, и достаточно интересные идеи рождаются в его голове. Другое дело, как мне кажется, одна из таких, ну, слабых сторон Андрея – это, в общем, его организаторские способности, управленческие способности. Ну, а что касается судьбы фестиваля – вы знаете, ни на минуту он не прекращал своей жизни с июля прошлого года, и сейчас мы готовим не мене интересную программу. Дело в том, что наработанные связи – они никуда не делись, и интерес людей к этому проекту есть.

Хотелось бы, чтобы он был насыщен несколько иной идеологией. Ну, во-первых, мне бы хотелось, чтобы этот фестиваль имел серьёзное продолжение для коллективов, которые принимают в нём участие. Рассказы о том, что мы выпускаем диски, увенчались успехом только в этом году, когда бразды правления взяли в свои руки краевые власти. Тогда и появился первый диск золотых голосов Саянского кольца. И, конечно, очень много предстоит сделать с точки зрения организации инфраструктуры – что, в общем, Андрею практически не удавалось.

Кстати, хочу сказать, что при всех этих сложностях, у нас не прервались отношения, мы находимся в постоянном контакте, и, думаю, ещё не раз поможем друг другу – полагаю, и Андрею не обойтись без нас в своей этнической деревне. Про Алтай я не знаю ничего – там есть свой традиционный фестиваль, и он, в общем, неплохо раскручен Шукшинскими чтениями, которые впоследствии переросли в музыкальный фестиваль. Не знаю, поживём – увидим. Вы знаете, я считаю, что когда есть конкуренты на этом поле, жить и работать становится значительно интересней.
А какие-то секреты уже можете раскрыть – что будет на фестивале?
Ну, секретов, я бы сказала, по большому счету и нет. Есть неожиданности, есть нововведения – но я полагаю, что этот вопрос нужно оставить до пресс-конференции. Вот в апреле ребята планируют, организаторы и дирекция фестиваля, выйти в какой-то такой формат, возможно, как ваш, и там, я думаю, мы уже и представим и логотип, и какое-то художественное оформление, и, может быть, состав участников будет ясен, потому что во многом все эти секреты, все эти манки, которые мы планировали, сильно зависят от состава участников.
Ну в любом случае интерес у людей есть, как видите.
Одно из самых на мой взгляд правильных и интересных нововведений – там будет очень большой раздел, посвященный участию детей в этом проекте.
Чего не хватало.
Да, чего не хватало. Потому что, согласитесь, традиции – они жизнеспособны только тогда, когда их есть, кому перенимать. А перенимая, нужно учиться. В этой связи ещё будет у нас одно интересное предложение. Вот сейчас мы уже проработали вопрос приобретения передвижных автоклубов с огромным количеством аппаратуры, в том числе осветительной, и дай бог, если у нас всё получится, то уже в июне у нас появятся такие автобусы, которые смогут значительно расширить географию Саянского кольца.
Отлично.Технологичный вопрос пришел от Сени. Есть ли у вас ноутбук, и если не секрет, какой именно?
Ноутбук есть, «Тошиба». Обыкновенный совершенно. Могу сказать, что я не отношу себя к фанатам сети. Мне просто на это не хватает физически времени, и если вхожу, то только по конкретным темам, конкретным сайтам. Собственно говоря, в поисках конкретной информации. Праздного времяпрепровождения нет.
Вопрос по поводу сети. Наташа из Красноярска: – Я считаю, что нужно ввести запрет на использование интернета детьми до 12 лет. А как считаете Вы?
Не могу быть столь категоричной. Понимаете, у интернета, также как у телевидения, есть две самые главные функции: включить – выключить. Если Вы считаете, что в Ваше отсутствие ребенок занимается тем, что плавает в сети и ловит информацию, которая ни его возрасту, ни его внутренней культуре не является нужной, то, в общем, есть масса способов для того, чтобы избавиться от соблазна.

А вообще мне кажется, что это смешно – заниматься запретами, потому что не дома, так в школе, не в школе, так в интернет-кафе. Если ребенок будет понимать, что эта информация по разного рода причинам вызывает у родителей нездоровый интерес, он найдет способ для того, чтобы эту информацию почерпнуть из дворовых источников, и получится в десять раз хуже. Поэтому мне кажется, что здесь надо, в первую очередь, заниматься воспитанием. С ребенком надо разговаривать, почему это не может быть его постоянным времяпрепровождением. И, наверное, увлечь его каким-то более интересным делом. В век всеобщей компьютеризации, когда мы по интернету даже заказываем продукты питания, смешно полагать, что ребенок не найдет возможности выйти в сеть.
Мария из Красноярска спрашивает: У меня маленькая дочь, и я конечно часто покупаю ей детские книжки. Книжки дорогие, но в них такая куча ошибок. Чувствуется, что экономят на корректорах, но как же при этом развивать в ребенке природную грамотность? Как вы считаете, как нужно бороться с этой проблемой?
Вопрос актуальный, потому что я сама не раз сталкивалась с подобными явлениями. Считаю, что корректоры исчезли не по причине сокращения штатов, а из-за их высокой востребованности на уровне правительства. К примеру, многие мои знакомые корректоры сейчас работают спичрайтерами, даже в нашей администрации. Поэтому, я думаю, что здесь нужно заниматься следующим: вот у нас есть Закон о защите прав потребителей, и в него должна быть внесена отдельная статья, штрафующая издательские комплексы за выпуск подобных книжек с различными ошибками.

А пока у нас есть только один способ – возвращать такую литературу продавцу и требовать возврата денег. Что касается грамотности – смотрите, какие книги читают ваши дети, подсовывайте разными способами нужную, по-вашему мнению, литературу. Рассказывайте, заинтересовывайте своих детей.

А бороться можно только таким способом – когда вы вместе со своим ребенком вернете продавцу пестрящую ошибками литературу, это и для него будет примером, и он будет понимать, что, помимо содержания, важен еще и красивый русский грамотный язык.
Евгений Петрович Григорьев: Подведение итогов театрального сезона в крае прежде много лет проводил Союз театральных деятелей. Напротив, ежегодный весенний фестиваль (ныне именуемый «Театральная столица») всегда проходил при поддержке краевых властей. Для чего в этом году агентство культуры вмешалось во внутрикорпоративный конкурс творческого союза, общественной организации? Чем это было вызвано – и нужно ли это? Ведь спектакли в обоих конкурсах отсматриваются те же самые – и теперь фактически с одним и тем же жюри и со схожими номинациями. Может, есть смысл все-таки оставить все, как было изначально?
А вот зачем? Если вы сами отвечаете себе на вопрос. Если все абсолютно одинаковое, собственно и потребность изменить этот формат возникла. Во-первых, не совсем понятна такая терминология. Что значит корпоративный, это что, междусобойчик? Значит, тогда мы говорим о некой необъективности результатов этого конкурса. С этим я готова согласится, если автор имел это в виду. И мне кажется, что по большому счету и творческий союз, и агентство культуры должны быть заинтересованы в выявлении молодых дарований, в профессиональном признании людей, чьи заслуги в течение года были продемонстрированы в каких-либо спектаклях.

Вы знаете, я вообще категорически против дробить, делать большое количество конкурсов, так возникла «Театральная столица» – фестиваль, который мы вот уже 2 года небезуспешно реализуем, потому что мы вывезли его в наши малые города и совершенно точно понимаем, что в течение вот этой недели или 4-5 дней этой недели мы даем возможность жителям посмотреть премьерные спектакли наших краевых театров в первую очередь.

Не получается с муниципальными по причине отсутствия у муниципалов денег не эти цели. К сожалению, так устроен Бюджетный кодекс, что профинансировать эти проекты для муниципальных театров я не могу. Все мои попытки достучаться до властей муниципальных образований, чтобы в их бюджетных учреждениях появились средства на гастроли, пока успехом не увенчались. И даже не потому, что им не хватает денег, а потому что просто не считают это для себя возможным. Опять же не считают для себя необходимым оформить правильно заявку на грантовую программу и так далее. Судите сами, "Премьеры Красноярья" это тот же самый творческий конкурс, при котором мы отслеживаем не только литературный драматический материал, который представлен в этих премьерах, но и тенденции в режиссерской школе, художественные ценности тех или иных спектаклей, привлечение молодых сил. Ну что ж если сегодня, творческий союз в лице, может быть, Евгения Петровича Григорьева - автора вопроса, считает что этого не нужно, то тогда хочу задать вопрос – а почему мы в этом контексте не говорим, что «Театральная весна» - внутрикорпоративный конкурс творческого союза, всегда финансировался краевой властью? 


Что касается взаимодействия с властями, я не перестаю повторять, что руководитель города, района, он не просто ждёт тебя с распростёртыми объятиями, чтобы послушать, какие у тебя есть хотелки. Почему в Минусинске, например, поддерживаются эти вещи? Причём, обратите внимание – поддерживаются проекты краевого учреждения, муниципальной властью поддерживаются. То же самое в Норильске, там – краевой театр поддерживается. Причем руководители этих регионов совершенно точно понимают, что по сути своей театры являются интеллектуальными градообразующим предприятиями. Наверное, в этом всё дело.
Вот вопрос из Железногорска. Девушка спрашивает о том, что упразднили управление культуры в Железногорске, правильно это или нет…
Неправильно, сразу скажу, и мы, в общем, писали протест прокурору, и прокуратора Красноярского края вынесла решение о неправильности, незаконности такого решения. Однако вступивший в силу 131-й закон, а потом его ещё и дополнения, не позволяют нам напрямую вмешаться. Это, собственно говоря, дело субъекта, дело муниципального образования. Вы знаете, я хочу только сказать, что жизнь очень быстро расставит всё на свои места. Ещё два года назад мы стенали по поводу Уяра, мы говорили по поводу Каратуза – загляните сегодня в эти районы, и увидите, что всё возвратилось на круги своя. Созданы отделы, и введены ставки специалистов – но, к сожалению, потеряны кадры, потеряна вот та связующая тонкая ниточка, которая говорит о наличии какого-то такого выстроенного системного управления территорией. Ну что же, в конце концов, слава богу, что всё состоялось. Будем наращивать.
В продолжение темы: должно ли быть учреждение культуры в каждом муниципалитете?
Считаю, что да. Пусть это называется не управление, пусть это называется отделом, комитетом. Но, понимаете в чем дело (смеётся) – еще ничего лучше системы взаимодействия органов исполнительной власти, чем в советском периоде, не придумал никто. Смотрите, заявленное как сокращение невозможного чиновничьего аппарата, как разделение законодательной, исполнительной и контролирующей инициативы административной реформы провалились. И об этом нужно сказать. Я приехала из Москвы с Координационного Совета и мы были единственным за всё время проведения реформы и почти четырехлетнее существование министерства и агентства культуры, мы были единственном агентством в России. Единственным агентством культуры! Все остальные сохранили свой статус как управления, министерства или комитета. Никто от этого, конечно, не пострадал. Не пострадали, собственно говоря, и мы. Потому что все те функции, которые мы выполняли раньше, мы продолжали выполнять и сейчас. Как законотворческую деятельность, так и контролирующую. Поэтому я думаю, что в очень скором времени произойдут изменения на федеральном уровне. Во всяком случае, мне бы очень этого хотелось бы, чтобы сама выстроенная структура вертикальной власти отслеживала и предоставляла нам возможность отслеживать деятельность органов исполнительной власти на местах по всей цепочке ниже. Потому что вы знаете, последствия самые смешные. Начиная от поселений, куда забрали функции, ранее не свойственные сёлам и деревням. И люди смотрят сейчас, сначала радостно восприняли, а теперь не знают, что делать со всей этой свободой.
Елена Н. из Красноярска: Являетесь ли вы поклонницей сериала «Доктор Хаус»? И вообще смотрите ли вы сериалы? Не кажется ли вам – что сериалы – это новая ветвь развития телевидения и кино?
Вопрос не простой, потому что из всех современных сериалов единственный, который произвел на меня впечатление – это по Достоевскому, «Идиот». Я даже купила его для себя в домашнюю кинотеку. Пожалуй, это единственный, на мой взгляд, очень профессионально сделанный сериал, и у меня не возникало тошнотворного чувства пресыщенности от бесконечного повторения.

«Доктор Хаус» – к сожалению, видела несколько серий. В общем, мне показалось, что они, с одной стороны, очень интересно сделаны с точки зрения жанра. С другой стороны, мне, конечно, интересно было мнение медиков о таких аномальных способностях этого доктора. Хотя очень любопытно отслеживать, как и что. Скажу Вам, что мои друзья-медики к этому относятся очень скептично. Это с точки зрения содержания этого сериала. А с точки зрения его подачи, да, любопытно сделано: очень маленькими сериями, достаточно интригующим финалом. И, что самое главное, финал очень позитивный. Что, пожалуй, является основным преимуществом этого сериала. И, в общем, это вызывает, особенно в зрелом возрасте (смеется), это вызывает чувство надежды, что современная медицина может справиться абсолютно со всем. Считать ли новой ветвью – почему бы и нет?

Единственное, что я не понимаю насчет сериалов, зачем нужна эта многосерийность, когда идет 225, 337 серия, и уже забываешь, чем все начиналось. Помните, был популярен у нас сериал про Санта-Барбару? У меня было такое ощущение, что на нем росли целые поколения, а герои оставались по-прежнему в том же возрасте, как и раньше.
Следующий вопрос. Филармония на реконструкции, в мае театр оперы и балета закрывается на ремонт – как в свете отсутствия столь знаковых площадок планируется проведение фестиваля «Шедевры мировой классики на Енисее»? И состоится ли он вообще грядущим летом?
Состоится. Более того, понимая совершенно точно, что реконструкция филармонии продлится дольше запланированного, мы и Театр оперы и балета будем, что называется, реконструировать «порциями». Театр закроется на короткий промежуток в апреле, когда труппа уедет на гастроли. А к началу творческого сезона мы его откроем, в это время будем ремонтировать механику сцены. И добавлять звук и свет, а не делать капитальный ремонт, связанный с разборкой стен и так далее. Пока готовится проект. Полагаю, каких-то серьезных закрытий театра для реконструкции до ввода в эксплуатацию филармонии, не будет. Будем делать поэтапно, чтобы не лишить нашего зрителя и творческие коллективы площадок для реализации проектов. У нас с вами есть уникальная возможность вывести все наши фестивали на улицы и площади наших городов, вот это как раз возможно.
А реконструкция других театров? Минусинск, Ачинск.
По Минусинску в этом году мы заканчиваем проектно-сметную документацию, по Ачинску приступаем. Есть одна серьезнейшая проблема, с которой мы столкнулись - здания памятников. У театров сегодня нет возможности на этих площадях развиваться. Все современное технологическое оборудование не в состоянии вписаться в параметры такого здания. И нам предстоит очень не простой вопрос и очень не простое решение, которое нужно принимать. Либо мы оставляем фасады этих зданий и за ними начинаем выстраивать современные, технологичные залы, либо нужно решать вопрос по строительству новых зданий, чтобы реставрировать старые только как исторические ценности и создавать там какие-то музеи, возможно, малые сцены. Не знаю, насколько это рентабельно, не готова пока сказать, вопрос сложный. Никто не говорит о том, что уже принято решение, но последние события, особенно анализ состояния этих зданий и сооружений, специалистов выдал нам такие рекомендации.

Там есть еще одна проблема, она связана с позицией муниципальных властей. Вот я сказала про Норильск уже, сказала про Минусинск, вот я хочу для себя понять – в Канске и Ачинске главы городов понимают или предполагают, ЧТО для них театр. Вот завтра - послезавтра я выезжаю Ачинск, хотела бы встретится с мэром и выяснить, что для него театр – просто структура, которая может удовлетворить потребности города в праздничном гарнире, культурной жизни самого города или все-таки что-то более серьезное?
Про театр кукол спрашивает малышка Пепе. Ожидается, что театру кукол скоро построят новое здание, но место выделено аж на Взлетке. Неужели нельзя подыскать местечко в центре города? Почему такое пренебрежение к театру?
Подыскивали, подыскивали, два года подыскивали! Если я вам покажу переписку, которую мы вели с городскими властями на предмет поиска территории в центре города, кстати, не только для театра кукол, но и для хореографического училища и Органного зала, мы сможем с вами, наверное, в течение недель двух с половиной листать эту переписку. Я искренне рада тому, что всё-таки решение этого вопроса нашлось, пусть даже и на Взлётке – я считаю, что и там должны развиваться наши учреждения, и там должны строиться объекты социокультурной деятельности.

Хочу вам сказать, что мы не намерены закрыть это старое здание в центре. Я считаю, что поскольку это место уже, скажем так, намолено, может быть, как раз мы сохраним его, пусть для самой маленькой аудитории. Для этих малышек, которым удобно сидеть на этих стульчиках – может быть, сделаем там очень симпатичный музей кукол. Вы даже себе представить не можете, какие сумасшедшие архивы кукол разных времён сегодня в театре сохранены. И это, конечно, тоже своеобразная Мекка для наших деток. А на Взлетке будет построено современное здание, в котором будут представлены все направления кукольного театра, начиная от ростовых кукол и заканчивая марионетками и театром теней. Я считаю, что это перспективно.
Про хореографическое училище…
Да, именно там нам бы хотелось бы сделать площадь искусств. Там очень большой участок земли. Сейчас идет активно его разработка, эскизные решения. Я надеюсь, что нам за этот год удастся сделать проектно-сметную документацию. По секрету скажу, что мы ведем переговоры с Михаилом Шемякиным, чтобы он сделал нам дизайн-проект, эскизный проект театра кукол. Тем более, что у него есть уже интересные наработки. Вот сейчас в Ханте- Мансийке предлагают реализовать такой проект. Это не значит, что мы скомпилируем один в один, у нас есть своя специфика, свои особенности территории и свои задачи. Поэтому я думаю, что вот та площадь искусств, которую планировали, где планировали, что будет располагаться наш концертный зал, в котором будет размещен орган, хореографический комплекс вместе с концертным залом, театральным таким залом и кукольный театр. Будет очень интересное место. Будет такой, знаете, проект, устремленный в будущее. Прежде всего среди всех малышек. К которым, может быть, относится и малышка Пепе, задавшая вопрос про кукольный театр.
Как вы относитесь к фестивалям типа «Сибирского пельменя» или самого большого бутерброда? Как мещанское обжорство укладывается в культурную идеологию? Пользователь Вегетарианец спрашивает.
Вы знаете, я в этой связи хочу Вам сказать, что пока говорить о мещанской идеологии в сознании наших родителей, проживших в государстве тотального дефицита и отсутствия просто нормальной потребительской корзины продуктов питания для своих детей, наверное, некорректно. И если сегодня мы говорим о том, что хорошо бы, например, в Постную неделю и самый сложный пост перед Пасхой вообще отказаться от каких-то излишеств, то начинать это надо с семьи, где в традиционных укладах эти вещи, собственно говоря, впитываются с молоком матери. А потом, Вы знаете, ну не может быть так, чтобы вся страна была сумасшедшей. Посмотрите последние ярмарки, которые накануне выборов у нас проходили. Ведь люди на этих ярмарках умеют не только купить продукты по более дешевой цене, для нас это сегодня еще актуально, а, собственно говоря, пообщаться, показать товары производителям, особенно для сельских районах, для которых отсутствуют госзаказы. И это, на мой взгляд, достаточно тяжелая ситуация.

Я думаю, что надо разделить вещи на две составляющие. Да, надо прививать христианские традиции, надо говорить, все-таки, наверное, о чистоте каких-то помыслов, прежде всего, а не столько желудка. Но при этом, почему тогда у товарища не возникает вопрос, почему мы так активно празднуем День Святого Валентина или, например, ирландский – совершенно с удивлением тут для себя узнала о том, что ирландский праздник святого Патрика! – широко отмечался у нас. Мне кажется, что, как говорил Жванецкий, в консерватории бы что-нибудь поменяли.
Вопрос из Норильска – хотите ли Вы стать депутатом и почему Вы никогда не участвуете в выборах?
Наверное, потому что я в них участвую в качестве такого идеологического сопровождения. Если посчитать, сколько в моей жизни состоялось выборов, результаты которых напрямую зависели от позиции учреждений культуры, то вопрос отпадет сам собой.

К сожалению, депутатство как явление стало сегодня предметом определенного культа или даже моды. И нет ничего страшнее следовать моде, не представляя, прежде всего, для себя, зачем ты идешь на это. Что, собственно говоря, ты можешь дать людям, которые голосуют за тебя. И если находясь на своем рабочем месте ты не в состоянии решить проблемы одного маленького государства под названием отрасль или учреждение, то что говорить о том, что ты сможешь сделать в масштабах настоящей страны. Хотя я иногда завидую депутатской профессии, которая рекомендует и требует к исполнению, но по большому счету – ни за что не отвечает. И я иногда шучу и говорю, что я в следующей жизни буду депутатом, в следующей жизни – обязательно (смеётся).
Довольно длинный вопрос, я его сокращу. Директор Красноярской региональной молодежной общественной организации «Сибирский дом» Михаил Аверков его задает. По сути вопрос о том, что если к вам придут люди с программой, способной обогатить местную культурную жизнь и ускорить воспроизводство местного творческого потенциала, на что они могут рассчитывать?
Вы знаете, я хочу сказать, что вот в рамках этого проекта, грантового проекта «Года творца», я для себя не без сожаления обнаружила, что мы упустили из виду одно очень важное направление. Сегодня на рынке культурных услуг появляется огромное количество наших конкурентов, в хорошем смысле этого слова – людей, которые наступают нам на пятки, которые говорят о том, что они достаточно профессионально могут организовать какой-то праздник, какое-то мероприятие, даже губернаторского уровня, и, в общем, это хорошо. К сожалению, мы опять в каком-то ощущении самодостаточности забываем о том, что это, как правило, люди не очень хорошо выученные. Это люди амбициозные, может быть, имеющие какое-то представление о процессе, но серьёзно не владеющие профессией, технологиями. И я, вот сейчас уже, про прошествии некоторого времени, понимаю свои недоработки – надо, чтобы в этой программе появился раздел по поддержке малого предпринимательства в области культурных индустрий. И, наверное, я думаю, что на будущий год у нас такой раздел появится. Тем не менее, понимая актуальность этого вопроса, я готова встречаться, готова смотреть. Если есть хоть какая-то оригинальная, интересная идея, готовы оказать поддержку, может быть, не в полном объеме, но какого-то рода поддержку обеспечим.
Вопрос пришел из Емельяновского района. Там в 1987 году был создан учительский хоровой коллектив русской песни «Сибирские самоцветы». Хор не раз представлял Россию на Международных фестивалях. Несмотря на все заслуги «Сибирские самоцветы» не имеют материальных средств на развитие коллектива. Местный отдел культуры отказывает нам в участии в районных мероприятиях, мотивируя тем, что мы находимся в другом ведомстве. Также мы не имеем право на участие в грантовом конкурсе губернатора Красноярского края… просят помощи.
Вот, извините, тема такая замшелая. Потому что решается она очень просто. Вот есть руководитель образования на территории – руководитель органа культуры. Вы понимаете, когда люди садятся и договариваются, если это действительно очень интересный, замечательный, уникальный коллектив – вот договориться ну никакой сложности нет. Ну просто никакой сложности! А по сути своей как раз проблема кроется в следующем. Ну почему руководителю не прийти в отдел культуры и сказать: «Ребята, мы же народные! Возьмите нас на содержание к себе в одно из учреждений: в дом ли культуры, я не знаю, дом ли народного творчества. Есть ставки. Раз есть ставка руководителя. Все остальные на бесплатной основе. Я полагаю, что там хоровой коллектив русской песни – это люди, работающие в самом образовании и наверное, получающие определенные доплаты за участие в этом коллективе. Если вопрос стоит так и важно сохранить доплату – ну тогда, ребята, оставайтесь в образовании. И вы будете понимать, что сейчас образование – не основная деятельность, это сопутствующие основной деятельности вещи. И денег у них как не находилось, так и не будет находиться. Потому что такая же проблема у нас у Шахраманяна (руководитель Красноярского женского хора учителей) в Красноярске. Вы понимаете, что это коллектив, занимающийся собственной творческой самореализацией идей – тогда пожалуйста, будьте любезны под крыло местного управления культуры. То есть еще раз говорю: суть вопроса выявляется моментально. Когда люди хотят договориться.
Просто сесть за стол переговоров, да?
А другого механизма поддерживать такого рода проекты, кроме как грантовой программы и целевой программы – нет.
На самом деле многие у вас чего-нибудь да просят. Вот студенты...
Чем-нибудь и помогаем!
Студенты Сибирского федерального университета пишут: «Мы стали победителями конкурса студенческих работ «Хрустальный апельсин» по специальности связи с общественностью. Нам пришло приглашение принять участие в конференции, которая пройдет в Санкт-Петербурге, но нам не хватает средств, чтобы купить билеты на дорогу до Питера. В администрации вуза отказались помочь, объясняя тем, что пиар – это не наука. Подскажите, какими еще способами мы можем достать денег на дорогу в наше будущее».
Ну, я так понимаю, что ребята написали этот вопрос мне только потому, что наша с Вами конференция сейчас идет, а я так понимаю, что это скорее это вопрос к Гурееву (руководитель краевого агентства по реализации программ общественного развития и молодежных проектов Константин Гуреев). Молодежные инициативы, молодежные проекты… Я думаю, чтобы они, наверное, обращались и туда.

Вы знаете, а у меня предложение к этим ребятам. Давайте попробуем, вот тут я могу Вам помочь, достучаться до кабинетов руководителей «КрасЭйр» и предложить им некую акцию, раз они занимаются PR-технологиями, в обмен на билеты. Давайте попробуем так. Этим мы должны давно уже заниматься, особенно молодые. Меня так задевает, когда молодые говорят: «Вот мы победили в том конкурсе, нам пришло приглашение…». Знаете, когда мы побеждаем в серьезном конкурсе, к нам приходит приглашение с оплатой расходов по пребыванию от приглашающей стороны. Существует огромное количество всевозможных конкурсов, которые проводятся в системе самоокупаемости, едут туда и побеждают те, у кого нашлись деньги для проплаты и проезда. Если речь идет о другом конкурсе, то пожалуйста, я не владею ситуацией, но давайте посмотрим. Если люди работают в PR-технологиях, готовят себя как специалистов, давайте предложим взамен на авиабилеты какой-то хороший проект.
Анна, Красноярск: У вас бывают депрессии? Если да, то как вы с ними боритесь? Спасибо.
Никогда не бывает депрессий! Депрессия, это, извините меня, праздность бытия! А когда ты загружен работой и нет свободного времени, чтобы подумать – а что же такое депрессия, то она и не возникает. Это моя собственная позиция, потому что иногда, как и каждого человека, у меня бывают минуты, когда я начинаю думать – а не обидела ли я себя, выбрав эту профессию… Особенно после длительного общения с людьми, сильного напряжения, которое так или иначе иногда возникает. Но самый замечательный выход из депрессии – это найти себе дело по душе. Ну или идите на набережную, лучше в сумерках, когда не видно ее загаженности (смеется), и погуляйте на свежем воздухе.
Пользователь Леха как раз спрашивает: Слышал, что в Красноярске дома покрасят в разные цвета? это правда? и когда же это произойдет? И ещё я хочу поучаствовать в выборе цвета для моего дома. Я живу в Северном и считаю, что наши дома просто необходимо разукрасить!
В этом вопросе я была бы предельно осторожна. Вы знаете, когда у нас в северных городах, в Норильске и Дудинке красят дома в такие веселенькие цвета, вы знаете, это вызывает приятное ощущение, компенсирует скудость полярной природы и отсутствие ярких красок. Но когда я вижу в Красноярске дома, выкрашенные в ядовитые кислотные цвета, у меня возникает такое ощущение, что дизайнер, предложивший эту раскраску, вообще слепой. У города должен быть свой облик! Понимаете, не может быть ядовито-зеленого цвета у здания постройки 1937 года, какую бы веселость этот цвет не вызывал. Мне кажется, что это дурновкусие. Если речь идет о современных зданиях, да, пожалуйста, не возражаю, но тогда в любом случае это должна быть дизайнерская идея, ход дизайнерской мысли. И я тоже не понимаю, почему сегодня городские власти… Вот сейчас буду стучать себя по губам и говорить, что это вообще не моя компетенция, но я полагаю, что сегодня мог бы возникнуть замечательный конкурс с проектами «Облик нашего города» или «Раскрась город в цвета радуги», или что-то подобное. Мы же голосовали за «Народный бюджет», почему мы не можем проголосовать за это? Мне ведь не безразлично, как жителю города, проживающему, между прочим, в историческом здании, какого цвета оно будет, как сохранят лепнину, разрешат ли эти идиотские крыльца для магазинов в арендуемых подвалах. Почему без нашего участия и обсуждения вывешиваются какие-то рекламные баннеры ... Я, конечно, понимаю и очень надеюсь, что впереди новый срок, и новой команде, в которую вольются молодые люди, эти вещи не будут безразличны!
Вопрос в тему от злого дизайнера – кто должен бороться с рекламными вывесками?
Знаю кто. Вы знаете, вместо массовых акций, которые направлены в поддержку той или иной политической партии, я предлагаю провести интеллигентное мероприятие, по всем правилам, в парке Горького, или готова даже предоставить площадь перед Театром оперы и балета, чтобы люди могли в свободном режиме перед микрофоном поразмышлять об облике, в том числе историческом облике города, и внести предложения о том, как его люди видят, как хотят. Пригласить молодых дизайнеров, устроить некую пресс-конференцию, если хотите, на открытом пространстве. Пригласить, показать, какие есть проекты потрясающие – у выпускников наших дизайнерских факультетов есть отличные проекты, только они почему-то в публичном пространстве не обсуждаются. У нас как-то так принято больше поощрять придворных дизайнеров, скульпторов, художников.
Губернатор поставил задачу повысить зарплату работникам культуры. Каким будет механизм повышения и когда это произойдет?
Губернатор поставил жесткую задачу. Мы 1 декабря внесли предложение по совершенствованию системы оплаты труда, в первую очередь, библиотекарей. И сделали даже пилотный проект, в котором участвуют библиотеки трех уровней: сельского района и поселения, районного и муниципального образования и краевая библиотека. Вот сейчас эти документы проходят экспертизу в наших финансовых и правовых агентствах и управлениях. И я полагаю, что ближе к первому апреля мы этот проект запустим. К сожалению, не так гладко обстоят дела на федеральном уровне. Еще раз вспоминаю, что только сегодня с утра приехала с Координационного совета, где очень остро обсуждались все эти вопросы. Федерация по-прежнему склоняется к позиции установки оклада. То есть сейчас у нас существуют разрядные коофициенты, разрядная сетка. Федеральное правительство настаивает на учреждении оклада. Но к сожалению, никто не задумывается, насколько согласуется этот оклад с жизненной ситуацией и с потребительской корзиной в регионах.

Я понимаю, оклад в Москве или оклад в Питере. Что такое оклад в Мурманске? Даже умноженный на коэффициенты, это тот же оклад. Тот же оклад для Норильского театра, умноженный на коэффициент. Без компенсационных выплат, которые сегодня получают Норильск, Дудинка и Эвенкия. Люди просто не выживут там. Поэтому мне кажется, что эта такая полумера, которая не приведет к желаемому результату. Поэтому и говорю о пилотном проекте. Не без любопытства меня выслушали. Каких-то конкретных решений в наш адрес не приняли, и бешеного восторга не проявили, потому что для отрасли 350 дополнительных миллионов нужны, чтобы систему внедрить. Хотя мне кажется, что она более гибкая и, я бы так сказала, справедливо отражающая результаты деятельности работников отрасли.
Вопрос от болельщика пришел на спортивную тему. Длинный вопрос, я его сокращу. Сводится к тому, что в Европе и Америке - спорт и культура всегда вместе. Спортивные зрелища сопровождаются яркими шоу. В связи с этим, рассуждает товарищ, что у нас все не так гладко и спрашивает, есть ли совместные планы с крайспорткомитетом?
Вы знаете, очень признательна за этот вопрос. Это тема, которая тоже меня занимает. У нас существуют и спортивные бренды на территории, есть какие-то свои особенности, своя специфика и традиции, которые не очень хотелось бы менять руководителям крайспорта. Но с Павлом Александровичем (Павел Ростовцев, глава крайспорта) у нас очень тесные контакты, и я просто думаю, что не за горами время, когда мы будем проводить совместные показы. Пока сейчас мы вместе с ним сдержаны 94-м законом, который требует проведение конкурсов на исполнение и подготовку.
Какие-то конкретные планы уже есть? Что-то совместное?
У меня да! (Смеется). У Павла Александровича – не знаю. Давайте обсуждать. У меня – да.
Но болельщиков мы можем успокоить, да? Скоро им будет веселее?
Да, и Вы знаете, поскольку я волею судьбы поддерживаю и нашу Федерацию Бокса, и наши Федерации зимних спортивных видов, скорее там что-то быстрее появится.
Я думаю, что болельщики обрадуются.
Да.
Я хотела бы задать серьезный вопрос про пристройку к музыкальной школе №1 на ул. Сурикова, потому что вопрос болезненный. Пристройка выше самой школы, и ничего не происходит. По поводу этой школы было несколько вопросов. Неужели власти опустили руки?
Тема достаточно наболевшая и развивающаяся очень серьезно. Если человек спрашивает, власти опустили ли руки, если Вы имеете в виду меня, то нет. Мои руки не опускаются никогда в этом плане. Я считаю, что даже отсутствие законодательства, вернее, возможность его свободной трактовки, все равно не позволяет мне сказать, что мы оставим этот вопрос без внимания. К сожалению, суд, на который рассчитывала и Росохранкультура, и мы в полной мере, завершился не в нашу пользу. Почти год суд откладывал, проводил какие-то совещания, назначал какие-то экспертизы на каких-то совершенно очевидных вещах, но тем не менее, суд состоялся, решение было принято не в нашу пользу. Остается у нас Арбитражный суд в Иркутске и остается суд в Москве. Я намерена помогать Росохранкультуре.

Стройка, как Вы понимаете, заканчивается, так практически идут отделочные работы, и если господин Григоренко (заместитель главы Красноярска - начальник департамента градостроительства Анатолий Григоренко) по-прежнему будет утверждать, что это здание никоим образом не нарушило единый архитектурно-исторический ансамбль или не нанесло урон памятнику. А с эстетической точки зрения, оно просто раздавило эту маленькую витаминку, то я не знаю. Я думаю, что мы все в ответе, прежде всего, перед своими детьми и внуками, перед населением за то, что мы делаем на протяжении всей своей жизни. Знаете, полагаю, что когда-то и за это придется ответить.
Пришло много сообщений в Ваш адрес с поздравлениями, спрашивают, как Вы будете отмечать День работника культуры, есть ли уже какие-то традиции?
Я бы хотела всех поблагодарить, полагаю, что немало вопросов пришло и от моих коллег по отрасли, поэтому, пользуясь случаем, хотела бы поздравить всех с очень серьезным достижением – в истории российской культуры сегодня празднуется первый профессиональный праздник. И конечно, по большому счету, сегодня еще нет никаких традиций, мы их только закладываем.

Во Дворце труда и согласия мы отметим свой день, представив, может быть, небольшое количество династий, работающих в нашей отрасли. И мы попытаемся показать, что профессия у нас – замечательная, наверное, об этом все знают, особенно, в дни праздников и мероприятий. Но когда ты видишь счастливые лица, участвующих в твоих проектах и находящихся на сцене, благодарных зрителей, которые выходят с ощущением «Ой, как хорошо, но мало!», тогда ты понимаешь, что профессия работника культуры – очень позитивная. И она сродни, если хотите, с профессией доктора, который не только лечит людей, но и дает надежду на счастливое и доброе продолжение твоей жизни.
Хотела бы пожелать всем вам крепкого здоровья, творческих и интересных проектов, и самое главное – понимания великой миссии, которую вы все сегодня несете!
Спасибо за участие!
До свидания.
Зоя Благих
Зоя Благих
Руководитель агентства культуры администрации Красноярского края