Культурные явления как профессиональный интерес

«Сегодня на территории Красноярского края мы – идеологический институт, который реализует программу социально-экономического развития через свои мероприятия», – заявила руководитель агентства культуры администрации Красноярского края Зоя Благих на старте онлайн-конференции.

Кроме того, она развеяла слухи о ликвидации Красноярской филармонии. «Мы только находимся в состоянии капитального ремонта-реконструкции. По проекту, в конце следующего года обновленная филармония распахнет свои двери», – подчеркнула она. Кроме того, Благих сообщила, что на базе краевого училища искусств впервые открылся эстрадный факультет.

Вопросы и ответы

Добрый день! Мы начинаем онлайн-конференцию с руководителем агентства культуры администрации Красноярского края Зоей Борисовной Благих. Нам поступило более двухсот вопросов на разную тематику. Интернет-конференция транслируется в режиме реального времени на сайте www.online.newslab.ru. Стенограмма конференции будет доступна сегодня Интернет-пользователям в течение дня. Итак, приступаем.

Первый вопрос у нас из Красноярска, спрашивает некто Шура: Зоя Борисовна, при всем уважении, я не совсем понимаю, чем вы занимаетесь на своей работе, поэтому вопрос - каковы главные задачи вашего агентства - «распределить» бюджет или что-то еще? И в чем измеряется эффективность вашей работы - в количестве поставленных памятников, проведенных концертов, жизнеспособных артистов.
Вопрос - супер! Скажу сразу. Он даже не провокационный. Если у Шуры есть действительно определенное уважение к нашей деятельности, то он давно мог бы прийти и увидеть всё своими собственными глазами.

Я хочу сказать, что агентство культуры - совсем не организация, распределяющая бюджет. Это как раз та ветвь власти, которая занимается формированием основных направлений деятельности наших учреждений. О чем идет речь? О том, что культура в своей ипостаси выполняет две функции. Во-первых, она является сердцем народа, это мое глубокое убеждение, во-вторых, она формирует среду обитания человека, и таким образом она либо удовлетворяет потребности населения, либо удовлетворяет потребности государства.

И вот здесь я хочу сказать следующее. Если потребности населения мы можем удовлетворять посредством разных проектов, в том числе и коммерческих, потому что население готово оплачивать их из своего кошелька, то государство имеет определенные задачи. И не надо лукавить, мы достаточно честно и откровенно говорим, что сегодня на территории Красноярского края мы - идеологический институт, который реализует программу социально-экономического развития через свои мероприятия. Поэтому относиться к нам как к праздничному гарниру жизни бессмысленно. Пользуясь случаем, приглашаю Шуру ко мне в кабинет, я готова провести с ним один-два рабочих дня, пусть собственными глазами посмотрит и убедится... Я даже готова уступить свое кресло на один день, тогда может быть появится какое-то понимание.
Реализацией идеологии занимается агентство?
Совершенно верно
Найко Сергей Федорович, Красноярская государственная академия музыки и театра. Уважаемая Зоя Борисовна! В последних числах марта 2007 года мною и рядом других педагогов-мастеров на базе лагеря «Гренада» была проведена работа с одаренными детьми в рамках программы «Север+». Пожалуйста, сообщите, насколько правомерна задержка оплаты нашего труда в духе 90-х годов ушедшего века - более чем на три месяца? Нельзя ли, если причиной задержки являются непрофессиональные действия Ваших подчиненных в структуре агентства, компенсировать наше незначительное жалование из иных источников?
Сергей Федорович, да, я знакома с этой проблемой, и вопрос вполне закономерен. Но, сразу хочу сказать, что причина, послужившая задержке заработной платы, имеет и субъективный, и объективный характер. Субъективный характер - это нерадивость руководителей и могу сказать, что достаточно серьезно мы их за это накажем. Объективная причина заключается в том, что вступившее в силу законодательство и ряд противоречий в подзаконных актах не позволяют нам считать программы педагогов, работающих на базе той же самой «Гренады», авторскими программами. Поэтому они подпадают под проведение конкурсных торгов, невзирая на то, что у Сергея Федоровича есть авторские программы и все, живущие на этой территории, знают об этом, к сожалению, без конкурсных торгов я не могу признать авторство его программы. Но, тем не менее, я обещаю ему, что через две недели, максимум, вопрос оплаты задолженности перед специалистами педагогами, работавшими в «Гренаде», будет решен.
Сергей Федорович, я думаю, потом лично скажет вам спасибо.
Да зачем спасибо? Тем более, что есть определенная вина...
Про работу агентства. Не кажется ли вам, что наша «культура», та что продвигается вашим агентством, скорее пахнет нафталином, чем дает повод для размышлений? Это, видимо, к вопросу о идеологии.
Честно говоря, я не помню запаха нафталина. Давно уже применяются другие химические средства против моли. Но если у заявителя есть ощущение какой-то старости, могу сказать, что его мнение не совпадает с мнением большинства людей, которые обращаются к нам. В недавнем выпуске журнала «Известный» была статья, которая носит совсем противоположный характер - «Да здравствует нафталин». И призывала она к тому, чтобы в наших театрально-зрелищных учреждениях появились постановки классического репертуара. Чтобы мы вернулись к рассмотрению вопросов, связанных с опереттой, причем классического жанра.

Я думаю, что этот вопрос носит субъективный характер, но коль скоро он возник, есть повод задуматься о тех технологиях, которыми мы в последнее время "балуем" население. Вопрос к размышлению есть, но тут еще один момент. Все зависит от того, чего ты ждешь. По сути своей, я считаю, что главная задача агентства - это сформировать или удовлетворить потребности населения всех социальных групп: стариков, детей, молодежь, подростков, людей среднего возраста. Я не знаю возраст спросившего, готова включиться с ним в переписку, но я думаю, что зачастую наши ожидания зависят от собственных потребностей. Если человек привык видеть во всем нафталин, и его мало радует изменившаяся жизнь за окном, боюсь, что здесь я буду бессильна.
Вопрос из Боготола, спрашивает Татьяна Ивановна, фамилии здесь нет: в районных домах культуры очень остро стоит проблема музыкальных инструментов! И нам очень обидно видеть, когда куча денег тратится на какие-то пышные непонятные торжества в Красноярске, тогда как наши дети вынуждены постигать музыкальную грамоту на глухих инструментах! Когда мы увидим новые инструменты? Я уже не говорю о ремонте...
Спасибо большое, Татьяна Ивановна! Вопрос был предметом нашей основной заботы этого года и могу вам сообщить, что с 1 января 2008 года уже начнется реализация программы, в рамках которой все детские музыкальные, художественные, хореографические школы на территории Красноярского края будут оснащены современными музыкальными инструментами, укомплектованы оркестровыми инструментами. Честно говоря, мы сейчас очень активно обсуждаем с населением нашу программу, которая прошла успешно защиту на Совете администрации и обсуждалась в комитете Законодательного Собрания. Если есть желание подробнее ознакомиться с этой программой и увидеть там строчку Боготол, Боготольская детская музыкальная школа или детская школа искусств, я готова буду предоставить все материалы.

Проблема актуальна и еще раз говорю, мы действительно очень активно занимались ее решением. Кстати, хочу сообщить, что последняя корректировка бюджета, которая прошла у нас в конце июня, тоже предполагает выделение значительных средств для комплектования детских музыкальных школ. Мы вошли в программу «Дети», которая разрабатывалась управлением образования и предполагаю, что 117 детских школ искусств, художественных и хореографических уже до конца этого года будут иметь реальную финансовую помощь в организации своей работы!
Иван Ш. спрашивает вас: как государство развивает культурную отрасль в провинции, в селах? Ведь во многих поселках кино месяцами не показывают!
Я думаю, что культурная жизнь села - это не только кино. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, при которой в населенных пунктах вообще отсутствуют учреждения, которые так или иначе занимались бы организацией досуга населения. Печально известные факты, когда молодежь местом проведения каких-то вечерних мероприятий использует и автобусные остановки, и железнодорожные станции. Там гибнут дети, это не может остаться без нашего внимания.

Не дожидаясь решения на уровне федерального агентства, мы на краевом уровне разработали программу «Культура Красноярья», где уже значительные суммы - порядка 127 млн. рублей - будут потрачены на ремонт, реконструкцию, технологическое оснащение помещений. Это программа начала реализовываться уже с 2007-го года. Сейчас мы ведем серьезный мониторинг, могу сказать, что порядка 56 территорий уже находятся на стадии ремонта, капитального ремонта, реконструкции, строительства. Я думаю, что результаты будут очевидны к осени. Но, по дополнительным проектам, мы предполагаем приобретение серьезного парка специализированных автомобилей, которые смогут доставить в самые отдаленные уголки Красноярского края киноуслугу, библиотечную услугу, концертную услугу. Речь идет о формировании автомобильно-концертных комплексов - на базе машин ЗИЛ, УРАЛ, которые в течение 15 минут могут развернуть на любой площадке концерт. Библиоавтобусы опять же, чтобы привезти необходимую литературу по заказу населения. Кинопоказ - это современные системы, которые могут транслировать фильм даже через интернет, то есть не нужно будет вести огромные бобины - мы приезжаем к месту назначения ив течение 5 минут разворачиваем киноконцертный зал. Причем хочу сказать, что по этой программе мы постарались охватить даже те населенные пункты, в которых проживет менее 50 человек.
Ламбин Александр Иванович, Москва. Фонд защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России.
Вопрос: Какая программа существует в Красноярском крае по изданию литературы на родном языке коренных малочисленных народов Севера, в частности, кетского языка (книг, учебников и т.п.)? В Москве проживает единственный в стране автор-носитель языка Николаева Галина Харлампиевна. Что Вам известно об этом? Спасибо.
Известно о чем? О состоянии законов?
Видимо, о писательнице...
 писательнице известно. Поддержка конституционных прав коренных малочисленных народов у нас закреплена законодательно. Существует в законе Красноярского края статься 18 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера", в 2006 году была реализована целевая программа «Народы Севера», кстати, именно книга Галины Харлампиевны «Сказки кетского народа» получила грант в размере 280 тыс. рублей и, я уточню для себя, по-моему, она уже вышла у нас в издательстве.

Но самым важным документом, который сегодня поддерживает тему коренных малочисленных народов, явился закон о культуре, который прошел в двух чтениях на последней сессии Законодательного Собрания, где целый ряд статей посвящен этой теме. Он пока еще не опубликован, какие-то технические условия мешают, но я предлагаю Александру Ивановичу зайти на наш сайт, где в ближайшее время будет опубликован закон или обратиться непосредственно в приемную, я просто через свою электронную почту отправлю ему этот закон, чтобы он посмотрел. К сожалению, так сложилось исторически, что вопросами издательских дел мы не занимаемся. Этим занимается отдельный департамент, который тоже имеет ряд грантов и социальных проектов, связанных с издательской деятельностью. Если на сегодняшний день будут представлены интересные дополнительные проекты, обещаю лоббирование их.

Речь уже пойдет о Красноярске. Суши-повар спрашивает: расскажите, какова судьба Дворцов культуры? На мой взгляд, в скором времени они все распродадутся бизнесменам под офисы, магазины и кафешки...
Да, вопрос достаточно актуальный. К сожалению, в связи со вступлением в силу 131 федерального закона, у нас практически не осталось правовых методов борьбы, на мой взгляд, с вот такими антикультурными явлениями. Мы пытаемся сохранить в структуре краевых учреждений Краевой дворец труда и согласия, который ведет активную деятельность. Но судьба Дворцов культуры города Красноярска - не в полной мере зависит от власти. Власть - это люди, нанятые для выполнения определенных функций и задач, поэтому наша с вами гражданская позиция, наше неприятие или принятие тех или иных явлений, которые происходят - это и есть наше заявление.

Поэтому, мне кажется, можно перейти от интернетной переписки к каким-то решительным действиям. Это совсем не значит, что я призываю на какие-то баррикады... Я просто призываю публично заявить о своей гражданской позиции. Если вы считаете, что расположенный в вашем районе Дворец культуры - это тот самый социальный объект, в котором нуждаются ваши дети, ваши родители, или вы можете реализовать свои конституционные права на доступ к культурным ценностям, давайте мы проведем публичные чтения, встречи, давайте мы, в конце концов, привлечем на свою сторону депутатов как Законодательного собрания, так и Горсовета.

Я уже много раз говорила о том, что благодаря нашему неучастию (я не говорю конкретно о себе, я говорю о всех нас) мы проиграли битву за кино. И сегодня в Красноярском крае у нас только частные предприятия, связанные с кинопрокатом. Отсюда, наверное, и такое огромное количество заявок, связанных с показом фильмов прошлых лет, советского периода времени, сегодняшнего российского кинематографа. Поэтому еще раз говорю: готова в любом режиме - рабочем режиме, режиме выходных дней - общаться, понимать, принимать. Если эта проблема актуальна, готова включиться в ее обсуждение.
Зоя Борисовна, считаете ли вы ночные клубы и развлекательные кинокомплексы агрессивными конкурентами для государственных учреждений культуры? Есть ли единая концепция маркетинговой политики для культурных учреждений края?
Да, конкурентами считаю, но не агрессивными. Ночной клуб - это явление последнего времени. Может быть вы правы, даже не агрессивной, а навязываемой формой проведения досуга. Они пришли на смену уже почившему в бозе такому явлению, которое было связано с клубами выходного дня, клубами по интересам, танцевальными мероприятиями прошлых лет. Я вот выросла на танцплощадках, где, конечно формат отличался в корне. Я вообще считаю, что биологически человек устроен так, что ночью надо спать для того, чтобы продуктивно работать днем. Я не думаю, что хорош тот чиновник, руководитель, который провел ночь в клубе, а потом утром пытается решать какие-то государственные задачи и вопросы. Так физиологически не устроено.

Но если эта форма отдыха интересует население, если есть определенный спрос - да, наверное, это должно иметь свое место. А с конкурентами надо не бороться, им надо противостоять. Предлагать некие иные развлечения, которые будут интересны той группе населения, которую они пытаются сделать своими... К сожалению, серьезной маркетинговой службы у нас нет. Думаю, это одна из перспективных задач. Понимаете, у клубов одна задача - это коммерция, это извлечение серьезной прибыли и, собственно говоря, зомбирование своих посетителей на то, чтобы еще раз прийти, еще раз прийти и так далее. Это такая коммерция чистой воды.

Пока, имея не очень серьезный технологический ресурс мы в должной степени противостоять клубам не можем, но мы разрабатываем целый комплекс мероприятий, которые являются предметом выбора. Но агрессивными конкурентами ночные клубы я не считаю. Знаете, с другой стороны, можно извлечь из этого и пользу - они бодрят, они заставляют тебя активнее работать. Просто так сидеть с ощущением вечности этого кресла под твоей собственной попой - это плохая судьба.
Лена спрашивает: была на фестивале «Саянское кольцо». Большой масштаб - это, конечно, хорошо, но на мой взгляд такая повальная массовость, возможно, по просчету организаторов, сделала фестиваль менее привлекательным. Плохо было с едой, с местами, царило полное бескультурие. Вы согласны со мной?? Может быть, стоит сделать это фестиваль более камерным, что ли? По крайней мере, чтобы туда ехали истинные ценители, в не любители выпить и покуролесить.
Знаете, вопрос давайте разделим на две части. Во-первых, я не считаю, что заданный формат был неуспешными. Если Вы помните, в прошлом году организаторы фестиваля взяли тайм-аут и провели мастер-классы, учебные площадки, организовали Город Ремесел, на который мы и предлагали приехать вот тем ценителям, о которых говорит... простите, как зовут... Татьяна?
Лена.
Да! Но, к сожалению это не привлекло массового зрителя и резонанс от того прошлогоднего мероприятия был значительно меньше. Вы посмотрите, сколько достойных, на мой взгляд, программ, передач, репортажей прошло за эти дни в наших СМИ, и я так понимаю, сейчас в этом зале есть непосредственные участники фестиваля.

Я думаю, что вот так категорично ставить вопрос нельзя, если человек нашел для себя невозможным дальнейшие приезды на данный фестиваль, в конце концов, это личное дело человека. Фестиваль должен меняться от раза к разу, должен переходить каждый раз на новый этап развития, это очевидно. Но ведь это же во многом зависит и от нас с вами. Собственно, с каким настроением вы на этот фестиваль приехали? Увидеть пьяную тусовку или познакомится с действительно интересными коллективами, попытаться поиграть на музыкальных инструментах, послушать мастер-классы ведущих исполнителей и музыкантов или просто посетить роскошные места, которые по праву называют «Красноярской Швейцарией». Это ведь все-таки зависит от мотивации, с которой вы туда приехали. Вот я, к счастью своему, не увидела там ни пьяной попсы, ни праздно шатающихся людей. Атмосфера, которая царила на этом поле показалась мне, какой-то очень родственно-духовной.
А чье выступление на «Саянском кольце» вам понравилось больше всего?
Не могу быть в этом вопросе объективна, потому что болела за своих. Конечно, это ансамбль «Плетень», конечно, это ансамбль Анатолия Хлопкова «Русская Песня». Поэтому я не была членом жюри, была только завхозом (смеется).
Людмила Анатольевна задает вопрос. Раньше в Красноярске проходил грандиозный фестиваль стран Азиатско-тихоокенского региона. К нам в город приезжали потрясающие национальные коллективы из дальних стран. Вам известна причина, по которой этот фестиваль больше здесь не проводится?
Да. Причина банальна. Кто-то из достаточно влиятельных на тот момент людей сообщил ныне покойному Александру Ивановичу (Лебедю) о том, что негоже в период таких экономических потрясений, в которых находился край, вообще привозить сюда, простите, я цитирую, «каких-то папуасов». И вот волей одного человека... в общем рубанули как шашкой, сказали «Не бывать сему».

И хочу вам сказать сразу, регион от этого очень много потерял. Потерял на федеральном уровне, потерял определенный интерес музыкальной, театральной общественности, и не могу сказать, что за эти четыре года мы не предприняли попыток вернуть этот фестиваль, но во какой-то из моментов поняли: нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Вернуть фестиваль в том качестве, в котором он проводился - бессмысленно. Тем более, что сейчас, вот за этот период времени даже за Уральским хребтом организовалось достаточное количество фестивалей, подобных этому. Поэтому мы пошли дальше. Мы стали пытаться мониторить через разные наши проекты настроение людей. Последние наши фестивали показали, что мы возвращаемся к этому проекту. Последним подтверждением моих слов является проведенный июньский фестиваль «Шедевры мировой классики на Енисее». Вы знаете, мы по сути своей и не поменяли формата. Эти же самые звезды, эти же самые знаковые исполнители, несколько иное название и несколько иная идеология с участием наших солистов, с участием наших коллективов. Я думаю, что фестиваль будет набирать обороты, но не могу гарантировать, что он будет иметь старое название.
О фестивалях...Значит, вопрос от поклонницы. Масштабные фестивальные проекты, прошедшие в этом году в рамках Года культуры в Красноярском крае, продолжатся в 2008 году? И сколько сейчас стоит пригласить в центр Сибири Сезарию Эвору?
Да, фестивали продолжатся. И мы намерены не ограничиваться Годом культуры, потому что именно население, как я люблю говорить - проголосовало ногами за те проекты, которые мы реализовали уже в первом полугодии этого года. «Театральная столица края» - однозначно. «Кочующая культурная столица» - однозначно. Более того, она даже вышла за формат своих полутора месяцев. У нас есть ее летнее и осеннее продолжение. Театральные коллективы отправляются в самые отдаленные точки Красноярского края с гастрольными проектами. Это невероятным образом оживило как культурную жизнь края, так и ощущение самих творцов, потому что, согласитесь, все время находиться замкнутом пространстве своего театра или концертной площадки - это достаточно сложно. А вот когда ты выезжаешь за пределы этого пространства, зрители, которые не привыкли к постоянным твоим успехам, вообще являются безжалостными критиками, и это очень стимулирует. Поэтому этим проектам - быть.

Более того, недели две тому назад у нас состоялся Экспертный совет, где рассматривались проекты, представленные не только концертно-театральными организациями, но и отдельными коллективами. Несмотря на ремонт-реконструкцию краевой филармонии, её жизнь будет очень интересной, Уже сейчас рождаются новые проекты. Например, совместные проекты симфонического оркестра и Театра оперы и балета, которые будут базироваться этот год на одной площадке, оркестр народных инструментов, ансамбль Годенко и терешкинцы. Я думаю, что в предстоящем творческом сезоне нас ждет немало интересных открытий.

Что касается Сезарии Эворы, вы знаете, этот проект не был затратным и оказался почти на 100% коммерческим. Интерес к этой исполнительнице велик. Находятся сегодня организации, которые берут на себя львиную часть расходов, а недостающие средства мы покрываем за счет продажи билетов. Из бюджета не было потрачено ни копейки, и хочу сказать, что мы предполагаем ее приезд уже до конца этого года, потому что достаточно много поклонников появилось у нас здесь в Красноярске, и на территории Красноярского края. Поэтому я думаю, что вопрос, заданный на этой конференции, не останется без внимания.
Почему красноярцы так редко пробиваются на большую сцену? У нас плохая подготовительная база или в чем причина?
Нет, проблема в том, что культура России заканчивается рамками Садового кольца. Это очевидный факт и наше участие в фестивалях театрального искусства связан с возможностью финансово обеспечить наш приезд - это первое и второе - со сформированным за последнее десятилетие отношением к театральным учреждениям, которые находятся за границами Садового кольца, как к провинции.

Это некое провинциальное открытие, с чем я в корне не согласна. Согласитесь, пробиться к победе на фестивале, который носит имя Чехова, и соревноваться рядом с известной «Табакеркой» или с именитыми артистами, раскрученными по стране не благодаря театральным постановкам, а, прежде всего, киноэкрану и телевизионному экрану, нашим артистам достаточно сложно. Только поэтому существует свой фестиваль «Сибирский транзит», существует «Театральная столица края», но, я хочу вам сказать, что наши заявки на «Золотую маску» совсем не безуспешны. Единственное, что мне кажется несправедливым, сформировалось такое общественное мнение - вот мы отправили Боброва на «Золотую маску» и ждем, с чем приехал - с медалью, с призом, со всем остальным? Ребята, это огромное достижение, что среди 150 представленных балетных постановок отобрана наша - это уже успех. И неважно - получил он там «Золотую маску» или не получил, возможность представить свой коллектив на столичной сцене - это уже успех и вот это надо ценить. Хочу сказать, что мы амбициозно заявляемся в этом году тремя спектаклями на «Золотую маску». Попытаемся, посмотрим, как получится.
Остались ли в Красноярске бесплатные кружки, куда можно отводить детей, чтобы научить петь и танцевать?
Да, остались! Порядка 60 % от имеющихся у нас кружков, в Красноярске их, по-моему, 240 или 280, может быть, я в цифрах сейчас чуть-чуть ошибусь. Они работают на бесплатной основе. Исчерпывающую информацию о работе этих кружков, конечно, можно получить в главном управлении культуры города Красноярска. Но хочу сказать, это тоже предмет нашей пристальной заботы, и мы стараемся, как можно бережнее сохранить вот эти творческие объединения на бесплатной основе для детей. Бюджетное финансирование, содержание этих формирований не сокращаются!
Сейчас предлагаю объединить два вопроса про музыкальные школы. Первый: предполагается ли открытие новых музыкальных школ или их филиалов в относительно новых районах города? В частности, в Северном.
Второй: почему в музыкальной школе не учат играть на синтезаторе? И на ди-джеев тоже не учат!
Это вопрос к руководителям музыкальной школы, потому что сегодня мы не ограничиваем ни авторские программы, ни создание специальных программ, связанных с новыми специальностями. Хочу вам сказать, что в этом году краевое училище искусств открыло новый факультет - эстрадный, на котором эти профессии будут представлены. Но не только эти профессии, там будут готовить и звукооператоров, и эстрадное сольное пение. Подготовкой будут заниматься профессионалы, и в этом я усматриваю наметившейся процесс реализации творческих амбиций обратившихся.

Что касается детских музыкальных школ, открытие музыкальных школ - это компетенция органов местного самоуправления. Мы всячески готовы этому способствовать, готовы добиваться дополнительного финансирования под эти проекты. Важно желание властей этого района принять такое решение и открыть учебное заведение, в котором можно было бы получить начальное профессиональное, музыкальное или эстетическое образование детям, проживающим в этом районе.
В продолжение темы образования. Здравствуйте! Хочу стать режиссером, у меня куча идей, да и друзья говорят, что у меня бы получилось. Но ехать в Москву учиться - у меня нет денег (мне 20 лет, я работаю). Посоветуйте, что делать? Это вопрос номер один. И вопрос номер два: Борис Бородушкин, Красноярск, спрашивает: где в Красноярске можно выучиться на киномеханика? Я просил обучить меня киномехаников, которые работают в современных красноярских кинотеатрах, но они только развели руками... сами учились по книжкам, видимо.
Вопросы достаточно актуальные. У нас есть небольшой учебный цикл, связанный с программным обеспечением краевого центра кадров культуры, настоятельно рекомендую обратиться туда. Если не получится, готова всячески содействовать, потому что на базе «Енисейкино» - нашего учреждения культуры, сохранилась еще та база, которая может стать учебной для получения навыков этой профессии. К сожалению, профессиональными навыками или предоставлением услуги по получению такого образования у нас, к сожалению, красноярские учебные заведения не занимаются. Насколько мне помнится, существует только в Петербурге специализированный институт. Это далековато, но если у человека это не просто такое праздное желание, продиктованное форматом сегодняшней встречи, готова содействовать и помогать. Что касается получения режиссерского образования, с этим достаточно проблематично. Почему? Потому что единственный вуз, который занимается у нас подготовкой актеров и музыкантов - академия - такой кафедры не имеет. Но если сегодня обратившийся не возражает, я готова на встречу с ведущими режиссерами наших театров для определения того, а что же, собственно говоря, есть в качестве таланта. Поэтому готова поспособствовать. И если действительное есть божий дар, будем заниматься дальше.
Вопрос на тему образования... Вы считаете целесообразным в отсутствие госзаказа на искусство, как это было раньше (воспевание коммунизма и так далее), содержать в Красноярске художественный вуз? Кому сегодня нужны художники? Насколько они вообще востребованы? Фотошопы можно и дома выучить.
Ну, в общем, тоже разделим на две части этот вопрос. Я, например, считаю существовавшую в советском государстве систему госзаказа не вредом, а благом. Потому что именно она давала нашим художникам возможность иметь постоянный заказ на воспроизводство своих художественных способностей.

Наличие вуза в крае, в котором сильны традиции Сурикова - ну, даже не требует комментариев. Другое дело, что отсутствие этого самого госзаказа вообще делает ребят, заканчивающих эти вузы, беспомощными. Если человек имеет внутреннюю какую-то стержневину, он пробивается, поступает в академию, выставляется, невзирая ни на что... И, кстати, яркий пример - выставка молодых художников, которая прошла в Доме художника. Смотрите, сколько талантливых людей. Но если не шевелиться, не заявлять о себе, так и будем заниматься фотошопом. Поэтому «дорогу осилит идущий». И помогаем всем тем, у кого «мокрая спина». Наличие вуза считаю совершенно нормальным явлением.
Спасибо.

Много поступило вопросов таких. Даже не вопросов, а проектов. Люди предлагают какие-то вам инициативы, я не знаю, почему они в грантовом конкурсе не участвуют, но не важно. Вот скорее не вопрос, а предложение: сейчас Красноярск стал таким красивым городом, здесь и много фонтанов, и церквей и просто красивые места. Вот бы для школьников из других городов края устраивать экскурсии по краевому центру. Иногда такие предложения возникают, но для родителей аренда автобуса зачастую получается слишком дорогой. Сможет ли управление культуры оказать содействие в этом вопросе? Светлана Антипьева.
Да, к сожалению, тема, связанная с экскурсионным обслуживанием, уже долгие годы находится в компетенции туристических агентств. И они формируют вот эту ценовую политику на экскурсии. Но есть и менее затратные вещи. У нас работает огромное количество программ на базе Краеведческого музея, который знакомит и с особенностями и с достопримечательностями нашего города. Мне кажется, что 25 рублей за такую экскурсию - это, в общем, не деньги. Если вспомнить о том, что у нас есть дети и подростки, употребляющие пиво, бутылка которого стоит значительно дороже, то тогда вопрос дороговизны становится неактуальным. Проекты есть, нужно интересоваться. Я думаю, что если есть желание, то осуществить его с помощью наших музеев - не так сложно.
Костик из Красноярска интересуется, как Вы относитесь к Дню Ивана Купалы? У меня давно есть идея вместо дурацкого карнавала праздновать день Ивана Купала и сделать это фишкой Красноярска. Чтобы как День помидоров в Испании или бега быков, перекрыли часть проспекта Мира и обливайтесь там, а всех, кто обливается не на Мира - за решетку без разбору. И порядок бы навели и традиции сохранили. Вы как краевой чиновник можете эту тему протолкнуть?
Костик! Если вас услышит Петр Иванович Пимашков, он очень сильно обидится. Скажите мне, пожалуйста, а что, День помидоров в Испании менее дурацкий, чем карнавал?
Я не могу за Костика ответить! (смеется)
Знаете, я вообще никак не отношусь к языческим праздникам, они имеют место быть, но как элемент традиции, которую либо ты бережно сохраняешь, либо имеешь возможность надругаться, потому что предшествующие этому разного рода мероприятия такого же языческого характера, которые кроме как вандальными я называть не могу. Они в общем аннигилируют само отношение к этому празднику. Ведь в этом празднике заложена, одна, на мой взгляд, очень главная мысль. Вы посмотрите, как мы бережно относимся к какому-то совершенно, на мой взгляд, нелепому празднику, так искусственно насаждающемуся у нас в государстве, дню Святого Валентина. А ведь Купальская ночь как раз давала возможность юношам и девушкам познакомится, потому что именно в этот день на небе вы не можете видеть луны, какой-то небольшой промежуток времени. И вот эта сумеречность, темнота, давала возможность без какой-то стыдливости, без какого-то, наверное, напряжения, молодым людям познакомится. И очень красив был ритуал пускания венков по реке. Понимаете, в чем дело - я отношусь хорошо к праздникам, если в них есть доброе созидающее начало. А когда мы считаем для себя таким высшим проявлением свободы, независимости - раскрасить памятник Ленину, то это, понимаете, вопрос к психиатрам. Можно не уважать вождя революции, но не уважать человека, создавшего этот памятник, являющийся не последним образцом монументальной скульптуры? Но это уже совсем другой вопрос.
Как вы относитесь к памятнику Андрею Поздееву? Вы считаете этичным то, что без согласия человека, ему поставили памятник, нос которого ежедневно полирует какое-нибудь пьяное быдло и иногородние. Они даже не знают, кто такой Поздеев и картин его не видели ни разу.
Вот это самая большая беда. А вот к самому памятнику я отношусь неплохо. Вы знаете, ведь у нас очень много примеров, когда после смерти более или менее известных людей появлялись памятники. Но здесь не могу не согласиться с настроением и интонацией автора, потому что это решение не должна принимать только власть или какая-то инициативная группа. Вообще вопрос установки памятников, реализации каких-то проектов, связанных с увековечиванием памяти тех или иных известных людей в Красноярске, должно решать население. Должны проводиться, ну если не референдумы, то общественные опросы.

Вот мы же столкнулись с любопытной вещью. Инициативная группа уважаемых мною людей обратилась к Александру Геннадьевичу Хлопонину и даже в Законодательное Собрание с идеей увековечивания памяти Ивана Всеволодовича Шпиллера посредством присвоения коллективу его имени. Инициативная группа это хорошо, но вот с чем мы столкнулись. Во-первых, нет аналогов существования оркестра, носящих имя дирижера. Дирижер приходит с определенной миссией, он уходит, он может приехать... Исключительный случай - Светлановский оркестр, но это была чисто спекулятивная тема, от которой сегодня страдают сами исполнители. Поэтому мне кажется, что вопрос увековечивания должен решаться самим населением, и мы позволили себе сделать некий опрос, и вот какие интересные результаты: люди говорят, что достаточно повесить мемориальную доску или сделать небольшой бюст в малом зале после реконструкции. Или даже присвоить его имя малому залу, то есть возможны всякие варианты - люди не против увековечивания, но вот это выражение собственной позиции мной очень уважаемо. При всем авторитете людей, заявивших об этой теме, это ведь только небольшая часть людей, знавших Ивана Всеволодовича, а какое отношение у самих красноярцев, у потребителей музыки, которой с таким упоением дирижировал Иван Всеволодович - это другой вопрос. Поэтому мне кажется, что не лишним будет подумать о создании общественного комитета, общественной организации, которая могла бы с учетом мнения большинства населения принимать решения и рекомендовать.

Что касается пропаганды Поздеевского наследия, несправедливо меня в этом упрекать, потому что мы сделали несколько серьезных шагов, чтобы в крае и в Красноярске появился если не музей Поздеева, то его выставочный зал, в котором размещены его интересные работы. И, в общем, на этом работа не будет останавливаться, она будет продолжаться.
Танцор диско задает вопрос: слышал, что Красноярскую филармонию ликвидируют. А что будет с коллективами, которые к ней прикреплены?
Успокойтесь. Это, как сказать, шлейф разговоров, которые сопровождают любое мероприятие - от позитивного до самого негативного. Надо быть безумцем для того, чтобы сегодня ликвидировать филармонию, в составе которой огромное количество серьезных академических коллективов. Пусть успокоятся: мы только находимся в состоянии капитального ремонта-реконструкции. По проекту, в конце следующего года обновленная филармония распахнет свои двери. Я думаю, что у вас будет возможность насладиться новыми программами. Кстати, коллективы уже сегодня серьезно озадачены подготовкой новых программ и проектов, потому что войти в новое технологически современное оснащенное здание нужно с какими-то серьезными новыми проектами. Коллективы - они, конечно, тоже должны даже внутренне преобразиться.
Спасибо.

Еще один вопрос про «Красноярское книжное издательство». Ходят слухи, что его выставили на торги? Это правда? Неужели так плохи дела с красноярским книгоиздательством?
К сожалению, о таких слухах я не знаю. Но если они появляются, то может и существует какое-то основание для беспокойства. Вообще хочу сказать, что на территории Красноярского края существует не одно книжное издательство - мы видим, как успешно работают и «Платина», и «Поликор», и «Буква». Не знаю ничего про красноярское книжное, готова записать себе это в поручение - посмотреть, но, если позволите, два слова о состоянии у нас книготорговли на территории. Вот здесь, мне кажется, самая большая проблема. Потому что, следуя не очень изысканным потребностям и запросам основной массы населения, все считают необходимым привезти сюда литературу, которая сплошь и рядом и в газетных киосках и на станциях метро. Вот какой-то серьезной, интересной литературы я для себя в Красноярске не нахожу. А если нахожу, то только по индивидуальным заявкам в книготорговых организациях, которые успешно выполняются или не успешно... всю литературу для себя я покупаю в Москве, иногда даже прибегаю к тому, чтобы созвониться с издательством и получить эту книгу. Наверное, это потому, что исчезла система формирования госзаказа на комплектование библиотечных фондов.

Опять все тот же пресловутый 94-й закон заставляет нас участвовать в открытых торгах, в которые заявляются организации, недавно занимавшиеся продажей компьютеров, например. И если я пишу в документах, что желательно, чтобы квалификация ваших сотрудников соответствовала профилю, то тут же раздается звонок в антимонопольный комитет и службу контроля за ценообразованием и мне говорят: извините, законом такие требования не предусматриваются. А это значит, что выходя на конкурс, торгующая организация, не имея никаких представлений о том, что закупать и каким образом, может стать заложником ситуации и получить себе на бюджетные деньги все те неликвиды, которые скопились за эти годы в издательствах. Такие случаи были. А сейчас у нас стоит задача значительно шире. Нам нужно заменить практически на 70% устаревший фонд наших библиотек с тем самым, чтобы удовлетворить потребности в художественной литературе, в детской литературе, которая сегодня практически не издается - в научно-популярной, отраслевой и так далее. Представьте, может ли выходящая на этот конкурс фирма, только что торговавшая, при всем моем уважении к ее деятельности, компьютерами или канцелярией, сегодня эффективно выполнить этот заказ? К сожалению, не могу. А вот закон утверждает обратное.
Задает вопрос Марго: я стриптизерша. Да! И считаю это искусством, которое востребовано и конкурентоспособно. Родители не разделяют моих убеждений и меня не слушают. Надеюсь, что к Вашему мнению они прислушаются. Заранее благодарна за ответ.
Боюсь, что я не смогу здесь, собственно говоря, быть таким проводником идеи. Марго, да, вы сказали? На мой взгляд, стриптиз это не форма искусства. Стриптиз это вообще, на мой взгляд, интимное мероприятие. Если посмотреть в исторические корни этого явления, то это традиции восточной культуры и диалог мужчины и женщины. А по сути своей диалог исключает публичность. Это демонстрация частей тела. Мне кажется, что это не профессия. Может, «Мулен Руж» в его начальной концепции, вот это скорее искусство. Но обратите внимание, там всегда остается недоговоренность, и если даже у артистов исчезает какой-то предмет туалета, всегда остается вопрос - а что же осталось за тем, что скрыто? Стриптиз - это желание и способность проявить себя в достижении каких-то целей перед мужчиной, а когда их много и у каждого какая-то своя цель и задача, я не могу назвать это искусством. То, что оно сегодня востребовано, это скорее задачка для психологов.
Чем, на ваш взгляд, объясняется мегапопулярность Гарри Поттера? Почему даже в России им зачитываются, а наш, к примеру, уже старенький Незнайка не может сравниться с Гарри по популярности?
Прежде всего, в отсутствии очень серьезной рекламной кампании. Ведь посмотрите, что касается зарубежного искусства или тех или иных его проявлений. Задолго до выхода кинофильма начинается промо-кампания, которая зомбирует тебя уже на конечный результат. И неважно, какие бы ощущения возникли, будь ты сведущим, что этот фильм собой несет, ты уже заведомо ориентирован на конечный результат. Мне кажется, тоже самое произошло с Гарри Поттером. И ещё один момент, понимаете, Гарри Поттер - это живой настоящий ребенок. Незнайка - это сказочный персонаж. Я уже говорила о том, что у нас очень мало литературы для детей, которая бы сегодня отражала их любознательность, их интересы. Я ведь и к сказкам несколько иначе отношусь. Хотя мое поколение выросло на добрых советских и русских сказках. Но глубоко убеждена, что в своей основе сказки откровенно не мотивировали на активную деятельность. Вот посмотрите главный герой русских сказок - Иванушка-дурачок. Можно пролежать 33 года на печи, а потом вдруг наступило какое-то вселенское счастье, ты оказался заложником ситуации, при которой нужно только прыгнуть в котел с горячим молоком и ты уже принц или Конек-Горбунек за тебя что-нибудь принесет.

А вот Гарри Поттер, скорее, активный деятель, если уж не борец, то ликвидатор темных сил. Наверное, эта активная позиция и привлекает наших детей. Мне кажется, в этой связи очень серьезно нужно подумать над идеологией и содержанием детской литературы и вообще разработать государственную программу поддержки детской литературы, создать такую программу.

Посмотрите, красноярский писатель Успенский. Он один практически не в состоянии выполнить государственные задачи! Он не в состоянии в одиночку раскрутить эту огромную рекламную машину, для этого нужны огромные средства. Почему-то на Западе этим вопросам уделяется особое, даже первостепенное внимание.

Я не могу сказать, люблю я или не люблю Гарри Поттера, потому что я достаточно взрослый человек, чтобы безапелляционно поверить во все происходящее. Этот герой не несет разрушительной энергетики, может, поэтому он имеет какой-то искренний отзыв в сердцах детей и подростков. Но уверена, что такие книги должны читать и родители, с точки зрения поучительности и возможности выстраивания отношений со своими детьми. Это надо знать. Но книги мне нравятся больше, чем фильмы. У меня есть возможность для полета собственной фантазии. Я была крайне разочарована, когда в фильме появлялись герои в исполнении тех или иных актеров, которые не отвечали моим представлениям о них.

А вот ещё один момент. Посмотрите, что происходит с российским кино. Если сравнивать его с девяностыми годами - очевиден какой подъем. Но, тем не менее, все наши отечественные фильмы - это 33-й эшелон! И фильмов для детей, помните, например, засматривались мы «Электроником», сейчас этого нет. У нас сегодня нет режиссеров, которые занимаются производством кино для детей. Грамматиков, «Ералаш» - это люди, которые пытаются что-то сохранить, им конечно низкий поклон. Нет программы государственной поддержки детско-юношеского кино. У нас даже сегодня нет государственного предприятия, помните киностудию имени Горького? А когда не происходит экранизация литературных проектов - трудно здесь противостоять Гарри Поттеру и Шрэку.
Вопрос сейчас пришел в тему как раз. Какую книгу вы сейчас читаете и что прочли последнее?
Вы знаете, я вас обескуражу. Последняя книга, которую я прочитала во время поездки по Хакасии и «Саянскому кольцу» - «Швыдкой лучше Геббельса» Бориса Петрова. Не могу заняться комментариями, потому что Михаил Ефимович все-таки мой непосредственный руководитель, но какие-то вещи, которые там прописаны, достаточно поучительны, что-то можно оттуда вычленить. Но о том, что эта книга 100% заказная, говорит даже тираж. Некоторые герои там прочитываются. Достаточно полемичная эта книга. Любимая книга, если честно, да? «Три товарища» Ремарка и «Молодая гвардия» Фадеева.
Константин Николаевич Струев спрашивает. Рядом с искусством всегда есть алкоголь и наркотики. Приходилось ли Вам когда-нибудь урегулировать проблемные вопросы с сотрудниками правоохранительных органов, чтобы защитить какой-нибудь местный талант?

И еще вопрос: приходилось ли кого-то из наших деятелей отправлять на реабилитацию после затяжного приема алкоголя или наркотиков?
Можно я отвечу коротко на этот вопрос? Да. Но, поскольку вопрос в границах нравственно-этических, я позволю себе не комментировать. Да, к сожалению, да.
Как-то раз певец Шура сорвал концерт в БКЗ и, не сойдясь в размере гонорара с филармонией, поехал клубиться в Нирвану. А кто-нибудь из красноярских артистов страдает «звездной болезнью»?
Не считаю Шуру певцом, извините. Бывает. Еще раз говорю, это же такая некая звездность. Возникает ощущение, что ты - наместник бога на земле. Талант - это не собственность человека. Это возможность быть проводником. Талант - это господь бог. Так что бывает. Особенно в части заявлений об участии в различного рода сборных концертах и мероприятиях. У нас даже существовала в агентстве такая эпиграмма, когда одна наша известная исполнительница сказала, что «за оплату в 1000 рублей я не встану с дивана». Ну, нет вопросов, она до сих пор лежит на этом диване.
Такой полукультурный вопрос.
Не может быть у нас полукультурных вопросов, не может быть.
Хорошо, тогда полностью. Зоя Борисовна, Вы всегда замечательно выглядите, но посмотрите на своих коллег по цеху - почему эти женщины позволяют себе такую безвкусицу? Ведь учреждениях культуры, призванных прививать людям хороший вкус, заправляют какие-то линялые тетки с волосами, выкрашенными в сиреневый цвет. Я понимаю, что главное внутренняя и духовная красота, но ведь в человеке все должно быть прекрасно, как говорил классик.
Знаете, справедливости ради, говоря о «линялых тетках», хорошо было бы назвать пару тройку фамилий или хотя бы сориентировать на учреждения, в которых эти тетки, на взгляд автора, появились. Здесь как бы два момента. Во-первых, конечно, это согласуется либо с внутренней культурой, какой-то эстетикой, которая является тебе очень близкой. А с другой стороны, уважаемые господа, я не перестаю напоминать, что только в последние два года мы активным образом вообще обратили внимание на уровень зарплаты, который есть у сотрудников учреждений культуры. Еще недавно в 2003 году самой главной задачей для меня была ликвидация задержки зарплаты, которая традиционно складывалась на территория Красноярского края. В последующие годы, небольшими, на мой взгляд, может быть не столь эффективными, но такими поступательными шагами, мы увеличиваем зарплату, мы даем возможность формировать учреждениям свои штатные расписания. Но справедливости ради хочу сказать, что, наверное, личные эстетические представления обратившегося не отвечают тому, что происходит в театрах. Мы намерены этим серьезно заниматься. Не знаю, как выглядит обратившийся, барышня, наверное, да?
Марина Владимировна
Не надо быть столь безжалостной - так ли безупречны могли бы быть вы и выглядеть в лице этих женщин. Я не люблю категоричности ни в искусстве, ни в оценках окружающей действительности. Это ведь все наши с вами вкусы, вкусы общества - нравится, не нравится. Вот даже сегодня сидящие здесь очаровательные девушки, на взгляд обратившейся, может быть тоже выглядят, ну если не линялыми тетками, то вызывающими барышнями. Такое может быть!
Прокомментируйте ваше участие в конкурсе «Глэм-топ 20». Как вы оцениваете уровень свой гламурности?
Ой, да никак я его не оцениваю уровень своей гламурности. Что такое формат этого мероприятия, вот на этот вопрос я не могу себе ответить. Группа экспертов определила, ну если не знаковые, то известные фигуры на этой территории, ну поучаствовала я и поучаствовала. Знаете, я благодарна организаторам этого мероприятия за то, что встретилась с достаточно интересными людьми, с Сашей Кузнецовым, с молодыми интересными художниками-модельерами, которые работают на территории Красноярского края. Здесь важно, что я почерпнула - знакомство с новыми интересными творческими людьми, а все остальное... так, будем говорить - проходящее. Фотография моя там интересная получилась, я даже себя не узнала.
Вопрос, который нашим гостям обычно задают. Как часто вы пользуетесь интернетом и какие сайты посещаете чаще всего? Как относитесь к «падонкам» и новоязу?
Ну тоже два вопроса в одном. Интернетом пользуюсь только по мере производственной необходимости, потому что считаю, что необходимую информацию всегда интереснее почерпнуть из литературных или других каких-то источников. У нас, несмотря на старение фондов, разнообразнейшая информация содержится и в библиотечной сети, и в централизованных каких-то способах получения этой информации. Мне всегда приятнее читать первоисточник, чем информацию, имеющуюся в интернете, потому что готовят ее люди, и она появляется уже через призму собственного отношения. Часто посещаю сайты своих коллег. Не только по Сибирскому Федеральному округу, а и по России в целом, потому что сейчас ведется активная законотворческая деятельность и мне, конечно, интересно посмотреть, какие процессы происходят там.

Вот, а к этим словесам, словечкам и прочей ерунде отношусь категорически отрицательно. Но расскажу вам любопытный пример, который может служить ответом на ваш вопрос. Вчера я получила от одного из своих бывших работников интересное письмо. В одной из коммерческих организаций начали штрафовать сотрудников за употребление ненормативной лексики и употребление жаргонных и других словечек в официальной документации. За ненормативную лексику - 500 рублей, за словечки жаргонные - 50 рублей. Но есть любопытная приписка: «чтобы общая сумма не превышала 5 тыс. рублей в месяц». Конечно, катастрофа с русским языком. Катастрофа. И сегодня вот прозвучавшая информация о введении обязательного использования буквы «ё» в русском алфавите - это тому подтверждение. Очень надеюсь на появление серьезной государственной программы. Слава богу, Владимир Владимирович Путин на это обратил внимание. Хотя и сам горазд в употреблении, и замечен был неоднократно - «мочить в сортирах» и всё остальное (смеется).
Ну и последний вопрос на сегодня, чтобы дать еще возможность коллегам-журналистам задать свои вопросы. Зоя Борисовна, какой, по вашему мнению, сувенир лучше всего символизирует Красноярский край, если не считать 10-рублевую купюру? Что у нас есть такого, чего нигде нет? Я собираюсь в поездку, но ума не приложу, что привезти в подарок, чтобы сразу стало видно: сувенир из Красноярска.
Вы знаете, я не могу отослать Вас к какой-то конкретной сувенирной продукции, потому что, вот только возвратившись из Шушенского, увидела, какие замечательные вещи делаются в Шушенском музее, в Хакасии... Знаете, я настоятельно порекомендовала бы привезти роскошные художественные фотографии Красноярского края с его уникальными местами... Изображение красноярских Столбов в виде какой-то гипсовой статуэтки не передаст ни атмосферу этого места, ни какую-то теплоту. Фотография сегодня - это застывшее мгновение. И вот, удачно схваченное художником, мне кажется, вот, оно и передаст какую-то ауру... Точно так же и с какими-то историческими зданиями в Красноярске, поэтому, если я не ответила на вопрос, то хотя бы как рекомендацию - можно услышать.
Спасибо, спасибо, Зоя Борисовна, за такой откровенный разговор.
Почти все успели, кроме одного. Здесь был ряд интересных вопросов, связанных с памятниками. Ну ладно... Хочу сказать, что у нас в сентябре будут публичные слушания по этому вопросу. Нас поддержало Законодательное собрание края. Приглашаю принять участие!
Зоя Благих
Зоя Благих
Руководитель агентства культуры администрации Красноярского края